Да здравствует Первое мая – праздник женщин на метле!
Гора и снова гора,
Так круг за кругом…
В свой нескончаемый путь
Уходит ведьма.
Была здесь только сейчас
И вдруг исчезла.
Екеку – лирические
драмы театра Но[1]
От серьезных и трагических событий, которые происходили здесь три четверти века назад, перейдем к иным, более легким темам. Мы уже отмечали сказочность ландшафта, окружающего наш Сад. Названия возвышающихся вдали гор, полны романтики и очарования. Одна из них, наиболее высокая, называется Лысой горой. Чувствуете, к чему мы клоним?
Да-да, именно сейчас мы хотели бы перейти к еще одному — мистическому обстоятельству, дающему особое очарование той земле, на которой находится наш любимый Сад. Тот же восточноевропейский фольклор однозначно утверждает, что все таинственные события, колдовство и сверхъестественные чудеса всегда связаны с Лысой горой.
Исторически считается, что Лысая гора находится под Киевом. «Ведьма известна, я думаю, всякому, хотя она и водится, собственно, на Украине, а Лысая гора под Киевом служит сборищем всех ведьм, кои тут по ночам отправляют свой шабаш…» — пишет Владимир Иванович Даль в работе «О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа».
Про Киев – это сущая, правда. Но не вся, правда. Попросту Владимиру Ивановичу никто не удосужился показать подробную карту окрестностей Горячего Ключа. Тогда бы он убедился в том, что буквально рядом с нашим родненьким Садом, находится знаменитая Лысая гора. Всего лишь в трех километрах!
Знаменитая Лысая гора (красная точка, поставленная нами) находится в непосредственной близости от нашей родненькой станицы Пятигорской. В этом вы можете легко убедиться, взглянув на карту.А при наличии такого соседства, как здесь не вспомнить о кельтском празднике – Вальпургиевой ночи или майского шабаша ведьм. Как известно, в ночь на первого мая, вся мировая нечисть слетается на безумную оргию к своему повелителю Сатане с нечестивыми плясками и песнями. В эту ночь, все эти силы закрывают «темный» сезон года.
Европейцы, желающие быть причастными к этому разгулу, торопятся к горе Броккен – самой высокой в горном массиве Гарц в Германии. Ту самую гору, на которую гетевский Мефистофель в Вальпургиеву ночь приводил Фауста.
Эта майская ночь противоположна Хэллоуину – дню всех святых (31 октября), который, напротив, открывает сезон и оглашает всем наступление «тьмы». Считается, что в эти две ночи настежь открываются врата в страну эльфов, гномов, русалок и других обитателей запредельного мира.
Таким образом, в славянском мире, все мистические функции горы Брокен, исполняла Лысая гора.
Упоминания лысых гор встречаются в многочисленных исторических и литературных источниках, в том числе в произведениях Николая Васильевича Гоголя и Михаила Афанасьевича Булгакова, который использовал образ Лысой горы в своем романе «Мастер и Маргарита», как место распятия Иешуа. А русский композитор Модест Петрович Мусоргский написал симфоническую поэму «Ночь на Лысой горе».
Вот, например, с какой тревогой, описывает события 1918 года в Киеве, Михаил Афанасьевич Булгаков, в романе «Белая гвардия»:
«Однажды в мае месяце, когда Город проснулся сияющий, как жемчужина в бирюзе, и солнце выкатилось освещать царство гетмана, по Городу прокатился страшный и зловещий звук. Он был неслыханного тембра – и не пушка и не гром, но настолько силен, что многие форточки открылись сами собой и все стекла дрогнули. Горожане проснулись, и на улицах началось смятение.
Многие видели тут женщин, бегущих в одних сорочках и кричащих страшными голосами. Вскоре узнали, откуда пришел звук. Он явился с Лысой Горы за Городом, над самым Днепром, где помещались гигантские склады снарядов и пороху. На Лысой Горе произошел взрыв.
Пять дней жил после того Город, в ужасе ожидая, что потекут с Лысой Горы ядовитые газы. Но удары прекратились, газы не потекли, окровавленные исчезли, и Город приобрел мирный вид во всех своих частях, за исключением небольшого угла Печерска, где рухнуло несколько домов.[2]
Даже классики советской фантастики Аркадий и Борис Стругацкие не обошли тему Лысой горы. В своем известном романе шестидесятых годов прошлого века «Понедельник начинается в субботу» они пишут:
«В столовой мы заняли свой любимый столик и стали есть, слушая местные новости и сплетни.
Вчерашней ночью на Лысой Горе состоялся традиционный весенний слет. Участники вели себя крайне безобразно. Вий с Хомой Брутом в обнимку пошли шляться по улицам ночного города, пьяные, приставали к прохожим, сквернословили, потом Вий наступил себе на левое веко и совсем озверел.
Они с Хомой подрались, повалили газетный ларек и попали в милицию, где каждому дали за хулиганство по пятнадцать суток. Чтобы остричь наголо Хому Брута, пришлось держать его вшестером, а лысый Вий при этом сидел в углу и обидно хихикал. Из-за того, что Хома Брут наговорил во время стрижки, дело передается в народный суд».[3]
Судя по всему, в ночь на первое мая, на Лысую Гору отправляются и все окрестные лесные феи. Да-да! Это сегодня феи являются персонажами добрых детских сказок. Ведь в средневековье феи считались представителями колдовских сил.
Описание регулярных встреч фей в лесах, горах и прочих тайных местах, заимствованные из рыцарских романов, в средневековой демонологии использовалась в качестве прообраза шабаша ведьм. Ту же Жанну д Арк, перед тем, как обвинить ее в колдовстве, долго допрашивали – добрые или злые духи эти феи, путешествовали ли она с ними, оставляла ли гирлянды цветов им в подарок.[4]
Ведь приношения феям, обильное угощение и танцы считались составными элементами практически любого описания шабаша, известного по ведовским процессам XV века.
Вот такое творится веселье, если рядом с вами находится Лысая Гора. Отметим, что из пяти гор, окружающих котловину, где находится наша родненькая станица Пятигорская, Лысая гора является самой высокой. Очевидно, что сфера ее колдовского и мистического влияния целиком и полностью захватывает и наш садовый участок.
Поэтому, в ночь на первое мая, нам, как и всем жителям приходится участвовать во всех волшебных мероприятиях. Хотя здесь есть выбор, как в фигурном катании – либо обязательная, либо произвольная программа.
Согласно обязательной программе, мужики должны в непотребном виде шляться в обнимку с Вием и Хомой Брутом в окрестностях Лысой Горы, распевая при этом нецензурные песни.
Что касается женщин, то их действия более элегантные и разнообразные. Во-первых, следует воспользоваться, припрятанной на особый случай, специальной, суперэффективной мазью. Примерно, как это описано у Михаила Афанасьевича Булгакова:
«Маргарита увидела в коробке жирный желтоватый крем. Ей показалось, что он пахнет болотной тиной. Кончиком пальца Маргарита выложила небольшой мазочек крема на ладонь, причем сильнее запахло болотными травами и лесом, и затем ладонью начала втирать крем в лоб и щеки».[5]
Во-вторых, следует кликнуть ждущую своего часа швабру или щетку. Лучше, конечно, метлу. Опять-таки, вспомним, как это делалось у Булгакова:
«Маргарита повесила трубку, и тут в соседней комнате что-то деревянно заковыляло и стало биться в дверь. Маргарита распахнула ее, и половая щетка, щетиной вверх, танцуя, влетела в спальню. Концом своим она выбивала дробь на полу, лягалась и рвалась в окно.
Маргарита взвизгнула от восторга и вскочила на щетку верхом. Тут только у наездницы мелькнула мысль о том, что она в этой суматохе забыла одеться. Она галопом подскочила к кровати и схватила первое попавшееся, какую-то голубую сорочку.
Взмахнув ею, как штандартом, она вылетела в окно. И вальс над садом ударил сильнее».[6]
Согласно той же обязательной программе, хорошо бы в эту ночь сварить какое-либо приличное колдовское зелье. Забегая вперед, отметим, что в нашем Саду произрастает достаточно большое количество растений, которые могут выступить в качестве ингредиентов этого «ведьминого супчика».
Здесь очень кстати будет любое растение из семейства Лютиковые. Это аконит, морозник, дельфиниум, либо аквилегия. Ведь всех представителей данного семейства объединяет то, что у них очень ядовитый и едкий сок. Особенно обратим ваше внимание на аконит.
Восхитительные соцветия аконита из капюшонообразных сиреневых цветков скрывают высокотоксичный характер растения. Ставший символом Гекаты, покровительницы колдуний и управительницы преисподней в греческой мифологии, аконит нарушает ритм сердечных сокращений, вызывая ощущение падения или полета.
Также, обязательно не забудьте бурхануть в ведьмино пойло ядовитый морозник. Он незаменим при произнесении заклинаний, позволявших обрести невидимость.
Затем, в обязательном порядке, добавьте туда бругмансию (она же – дурман, белладонна, датура или «Трубы Архангела) из семейства Пасленовые. Также поясним, что колючки дурмана предупреждают всех, кроме ведьм, об опасности, которая таится в его ядовитых ягодах. Ведь несколько капель галлюциногенных токсинов из плодов этого растения, подмешанных к «снадобью для полета», вызывали длящиеся часами зрительные галлюцинации.
С ужасным выражением лица, не забудьте бросить в котел наперстянку, из семейства Подорожниковые. Не зря ведь в Ирландии этот цветок называют «ведьминым наперстком». Колдуньи, умело использующие это растение для снадобий, одновременно знали, что наперстянка помогает излечивать сердечные заболевания. Используя эти сведения, современные врачи прописывают людям, страдающими заболеваниями сердца, препараты, содержащие экстракт наперстянки.
Когда готовящееся пойло достигнет точки кипения, не забудьте туда швырнуть, с соответствующими страшными проклятиями, стебли вербены, из семейства Вербеновых. Это растение известно, как болеутоляющее средство. Как анальгетик, этот травянистый цветок имеет для ведьм особую ценность, так как с его помощью удается закалить тело, сделать его невосприимчивым к огню и мучениям при пытках.
Но это, если ситуация подойдет к такому неблагоприятному исходу. А в повседневной практике не следует забывать, что кельтские жрецы готовили из вербены напиток любви.
Для пикантности всего этого дьявольского пойла, следует швырнуть туда любимый цветок русалок и всяческих утопленников – кувшинку (она же – нимфея), из семейства Кувшинковые.
Что касается дождевых червей, яда жабы, легкого осла, могильного праха, либо жира некрещеных младенцев, то добавляйте их в зависимости от своих вкусовых пристрастий.[7]
По количеству полезных свойств, полученное таким образом колдовское зелье может сравниться с самыми рекламируемыми современными препаратами – от виагры до аспирина. Натерев себя этим зельем, можно совершить незабываемый полет на метле, изменить внешность или же навести порчу на свою, самую лучшую и закадычную подругу.
А почему такое название – шабаш? Дело в том, что, начиная с середины XV века выездные сессии местных ведьм, как правило, происходили субботними вечерами. И от еврейского слова «шаббат», получили название шабаша. Такое соотнесение шабаша с иудаизмом не является случайным. Ведь массовое сознание всегда охотно видело в иноверцах слуг дьявола. Католики считали таковыми протестантов, протестанты – католиков, а иудеев и мусульман обвиняли и те, и другие.
А почему ведьмы избрали именно метлу, а не иное средство передвижения? Дело в том, что считавшиеся в Древнем Риме священными повивальные бабки, пользовались метлами для обметания порогов домов, где принимались роды. Считалось, что они выметают из дома злых духов, отгоняя их от матерей и новорожденных младенцев. С тех пор метлы стали символом тайной власти в делах мирских и возвышенных. И по сей день женщины в различных частях Англии оставляют метлы снаружи дома, что указывает на отсутствие хозяйки.
Все это так. Но следует отметить, что выполнение всех пунктов обязательной программы в Вальпургиеву ночь, требует немало душевных, нравственных и физических сил. Да и коэффициент хамства и стервозности, у вас должен превышать все мыслимые и немыслимые адские пределы. А этот талант, ведь не каждому дан!
Поэтому Вальпургиеву ночь можно отметить с меньшим размахом – по произвольной программе.
Поступая так, следует помнить, что в эту безумную первомайскую ночь волшебные свойства приобретают и вода, и роса, а также нектар цветов и сок листьев.
И сомневаться в этом нисколько не приходится, поскольку дикие травы, первые кустики мяты, стрелки лука и чеснока, молодые листочки ягодных кустарников, березы и нераскрытые почки яблони, собранные в эту первомайскую ночь, не только необыкновенно вкусны, но и обладают грандиозной целебной силой.
Они способствуют оздоровлению от нравственных и физических страданий. Ими можно омолодиться, добавляя в салаты или же медленно пережевывая. Первомайские почки, листья и травы сохраняют колдовскую силу даже в сушеном виде.
Что же надо делать, зная об этом волшебном и чарующем состоянии окружающей природы, под сенью Лысой горы? Совсем не следует натираться мазью, как это делала Маргарита, и искать ближайшую швабру.
Просто надо вдохнуть аромат весеннего воздуха, посмотреть на мерцающие звезды, оценить изгиб волшебной луны и окинуть взором очаровательный Сад.
А с выдохом, следует отправить добрые мысли и чувства родным и близким людям, окружающей природе и. конечно же, любимому Саду. Это станет оберегом и для вас, «накроет» все близкое вам, словно покрывалом и защитит вас и ваших родных и близких до следующей Вальпургиевой ночи…
Как видите, любезнейший читатель, всяческих мистических моментов в окрестностях нашего Сада, существует предостаточно.
Поэтому, всю эту чертовщину следовало как-то компенсировать. Каким образом это удалось – мы расскажем в восьмой главе нашей книги «Ангельская страница».
[1] Японская классическая поэзия. – М: Издательство «Э», 2015. – С. 222.
[2] М.А. Булгаков. Белая гвардия. Роман. – Баку: «Маариф». 1988. – С. 41.
[3] А.Н. Стругацкий и Б.Н. Стругацкий. Собрание сочинений в одиннадцати томах. Том третий. 1961 – 1963. Понедельник начинается в субботу. – Донецк: Издательство Сталкер, 2004. – С. 570.
[4] Ольга Тогоева. Демоны Жанны д Арк. Вокруг света. 2012. № 12. С. 124.
[5] Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. – М: Высшая школа, 1989. – С. 227.
[6] Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. – М: Высшая школа, 1989. – С. 230.
[7] Неразгаданные тайны. Ведьмы и колдовство. – М: Русич, 1995. – С. 33.