ГЛАВА СОРОК ПЯТАЯ

Семейство тридцать четвертое – Тыквенные, или про Храм, дворец и бассейн…

Вот в Риме, например, я видел огурец, —

Ах, мой Творец!                                           

И по сию не вспомнюсь пору!                   

Поверишь ли? ну, право, был он с гору!  

Басня А.И. Крылова «Лжец»

Итак, продолжим рассмотрение ботанического порядка, который называется Тыквоцветные. Разумеется, наиболее яркое семейство в этом сообществе, также носит название – Тыквенные (Cucurbitaceae).

Представители этого семейства постоянно сопровождают нас в повседневной жизни. Они давно стали частью нашего бытия, превратились в символы, рассыпались на многочисленные пословицы и поговорки.

Мы начнем описание семейства с самого «русского» его представителя – огурца. В нашем Саду ботанический сезон длится десять месяцев: в феврале мы начинаем любоваться восхитительным морозником из семейства Лютиковых, а ноябрь завершает прекрасная хризантема из семейства Астровых. В этот период последовательно появляются те или иные чудесные цветы, радующие нашу душу и сердце.

И всю эту цветочную симфонию, с апреля по сентябрь сопровождает скромный огурчик, который не способен восхитить взор флориста, но дает возможность удовлетворить наши гастрономические прихоти.

В России огурец не просто овощ. Это часть мировоззрения людей, составляющих российское пространство! «Без окон, без дверей, полна горница людей» — что это такое? И девяносто девять человек из ста, без запинки ответят на этот замысловатый вопрос. Это те, которые воспитывались в России. И лишь один, будь он даже выпускником Оксфорда или Гарварда, не сможет постигнуть суть коварного вопроса.

На календаре начало мая. Огуречный сезон начался!

Начало истории культурного выращивания огурцов теряется в глубине веков.

Наиболее смелые исследователи определяют возраст огурца, возделанного руками человека от четырех до шести тысяч лет. В чем совпадают мнения ученых, так это в том, что его родиной являются тропические и субтропические районы Индии и Китая.

В настоящее время его дикие родственники (огурец Хардвика) блаженствуют в индийских джунглях и украшают зелеными гирляндами заборы в деревнях.

Существует легенда, связывающая появление огурца с индийским Раджой, у которого было шестьдесят тысяч детей, что как будто бы соответствует количеству семян в одном плоде.

Именно из Индии началось победное шествие этой культуры на восток — в Китай, где возникли первые теплицы для круглогодичного выращивания, и на запад — в Турцию, о чем также сложена легенда.

Властолюбивый и жестокий турецкий султан Магомед II получил в подарок от индийского раджи десять удивительных зеленых плодов. Их разложили на драгоценном блюде, а полюбоваться ими пригласили только семь самых близких придворных. И, тем не менее, один огурец пропал! Чтобы найти преступника, был учинен самый дотошный обыск – всем семерым соратникам, разумеется, были вспороты животы, дабы установить огуречную истину…

Считается, что в Европу огурец проник благодаря завоевательным походам древних греков в Азию. Изображение огурца можно встретить в древнегреческих храмах.

Не забывали про огурчики и древние евреи. В тридцать первой главе, где описывается семейство тамарисковые, мы вспоминали про манну небесную. В христианской культуре манна служила олицетворением благодати божьей. Однако, скитаясь по пустыне и питаясь этой самой манной, древние евреи мечтали о соленном огурчике: «Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших».

И, может быть, из-за этих крамольных вещей, огурец в христианской культуре считался символ распущенности. Так, например, знаменитый итальянский художник эпохи Возрождения Карло Кривелли почти всегда изображал огурец рядом с яблоком, вероятно, как еще один символ искушения и греха

Мадонна Карла Кривелли. Как видите, рядом с символом греха – яблоком, изображен наш приятель огурец…

Следует подчеркнуть, что с точки зрения ботаники, огурец должен относиться к… ягодам (тип плода определяется как тыквина, или ложная ягода), но, все-таки, с кулинарной точки зрения огурец обычно воспринимается нами как овощ.

Уникальность этого овоща-ягоды заключается в том, что это, пожалуй, единственный продукт, который едят незрелым. Считается даже, что само название происходит от греческого «аорос» («незрелый»), которое постепенно трансформировалось в «аугурос». И уже на Руси этот термин трансформировалось в привычный нам «огурец».

С мая месяца и по сентябрь наша тепличка в Саду Евгения и Валентины является надежным поставщиком огурчиков, как к столу, так и на закатку…

Подтверждение значимости огурца в жизни древних людей мы находим в различных литературных и художественных источниках. Его изображения найдены на фресках в египетских и греческих храмах. Аристотель в своих трудах описывал полезные свойства огурца, а лечебные качества этой культуры изучались Гиппократом. В Древнем Риме, чтобы угодить императору Тиберию, придворный садовник выращивал огурцы в ящиках на колесах, обеспечивая таким образом растениям наилучшие условия. Говорят, что тогда и появились первые рецепты засолки.

Скорее всего, именно римляне способствовали дальнейшему продвижению продукта под названием «огурец» по Европе. И вот герой нашего повествования уже упоминается в рационах армий, в меню королей и простолюдинов.

Середина мая. Каждый второй день мы должны навещать нашу тепличку, дабы огурчики не стали желтеть…

Установить точное время появления огурца на Руси довольно сложно. Упоминание о нем есть в «Подробном описании путешествия голштинского посольства в Московию и Персию» немецкого путешественника Эльшлегера, написанном в 30-х годах XVII века, в котором автор удивляется объемам выращивания огурцов «московитами».

Петр Первый, любивший все делать с размахом и научным подходом, издает указ, согласно которому в Просяном царском саду в Измайлово начинают выращивать огурцы и дыни в теплицах.

А в суздальских архивах найдены записи XVIII века ключаря Рождественского собора Анания Федорова: «Во граде Суждале по доброте земли и по приятности воздуха луку, чесноку, а наипаче огурцов преизобильно». Тогда же постепенно формируются и другие «огуречные столицы»: Муром, Клин, Нежин. Начинается выведение местных сортов, некоторые из которых дошли и до нашего времени, претерпев небольшие усовершенствования.

Особенности же климатических условий (хочется весь год, а выращивать получается только летом) вынудили изобретать способы надежного сохранения любимого овоща в течение всего года.

Заготовка огурцов методом засола была известна еще древним римлянам, но, например, засолка огурцов в тыкве — изобретение нижегородцев.

Постепенно огурец становился одной из самых любимых и распространенных овощных культур на Руси, и стало забываться его «заморское» происхождение. Попутно стал одним из любимейших продуктов и сопутствующий соленым огурчикам «товар» — рассол. Это древнейший, наивернейший, исконно русский напиток, употребляемый… ну сами знаете, для чего.

Вот они – красавцы огурчики, которые скоро будут сорваны, и абсолютно свежими поданы к столу…

У известного русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева есть великолепное произведение «Лето Господне», в котором он описывает дореволюционную Россию. В этой книге есть великолепный фрагмент, посвященный засолке огурцов. Может быть цитата из этой книги и несколько длинна, но мы не удержались и приводим этот гимн, посвященный священнодействию с самым русским продуктом:

«Вот и канун Иван Постного, — «усекновение Главы Предтечи и Крестителя Господня», — печальный день. Потому, пожалуй, в канун огурцы и солят.

На нашем дворе всю неделю готовятся: парят кадки и кадочки, кипятят воду в чугунах, для заливки посола, чтобы отстоялась и простыла, режут укроп и хрен, остропахучий эстрагоник; готовят, для отборного засола, черносмородинный и дубовый лист, для крепкости и духа, — это веселая работа.

До 90-х годов писателя Ивана Шмелева практически никто не знал, поскольку он числился в «эмигрантской» когорте. Вместе с тем, «Лето Господне» — очень прекрасное произведение. Будет время – почитайте, ведь там говорится не только о засолке огурцов…

Выкатила кадушки скорнячиха; бараночник Муравлятников готовит целых четыре кадки; сапожник Сараев тоже большую кадку парит. А у нас — дым столбом, живое столпотворение. Как же можно: огурчика на целый год надо запасти, рабочего-то народу сколько! А рабочему человеку без огурчика уж никак нельзя: с огурчиком соленым и хлебца в охотку съешь, и поправиться когда нужно, опохмелиться, — первое средство для оттяжки. Кадки у нас высокие: Василь Василич на цыпочках поднимается – заглянуть: только Антон Кудрявый заглядывает прямо. Кадки дымят, как трубы: в них наливают кипяток, бросают докрасна раскаленные вязки чугунных плашек, — и поднимается страшное шипенье, высокие клубы пара, как от костров. Накрывают рогожами и парят, чтобы выгнать застойный дух, плесени чтобы не было. Горкину приставляют лесенку, и он проверяет выпарку. Огурчики – дело строгое, требует чистоты.

Павел Ермолаич, огородник, пригнал огурца на семи возах: не огурец, а хрящ. Пробуют всем двором: сладкие, и хрустят, как сухарь. Слышно, как сочно хряпают: хряп и щелк. Ешь, не жалко. Откусят – и запустят выше дома. Горкин распоряжается:

— На чистые рогожи отбирай, робята!.. Бабочки отмывай покрепше!..

Свободные от работы плотники, бабы из наших бань, кухарка Марьюшка, горничная Маша, Василь Василич, особенно веселый, — радостной работой заняты. Плотники одобряют крупные, желтяки. Такие и Горкин уважает, и Василь Василич, и старик-лавочник Юрцов: пеняют даже Пал Ермолаичу, что желтяков нонче маловато. А я зеленые больше уважаю, с пупырьками. Нет, говорят, как можно, настоящий огурчик – с семечками который, зрелый: куда сытней, хряпнешь – будто каша!

На розовых рогожах зеленые кучи огурца, пахнет зеленой свежестью. В долгом корыте моют. Корыто – не корыто, а долгая будто лодка с перевоза.

А на солнце плещутся огурцы в корыте, весело так купаются. Ловкие бабьи руки отжимают, кидают в плоские круглые совки… — и валятся бойкие игрунки зеленые гулким и дробным стуком в жерла промытых кадок. Горкин стоит на лесенке, снимает картуз и крестится.

Собранные июльские огурцы уже на столе, и скоро они отправятся в свежайший летний салат…

— Соль, робята!.. чисты ли руки-то?.. Бережно разводи в ведерке, отвешено у меня по фунтикам.. не перекладь!.. лей с господом!..

Будто священное возглашает в тишине. И что-то шепчет.. какую же молитву? После доверил мне, помню ее доселе, молитву эту – над солию:

«…сам благослови и соль сию и приложи ю в жертву радования…»

Молитву над огурцами. Теперь я знаю душу молитвы этой: это же – «хлеб насущный»: «Благослови их, Господи, лютую зиму перебыть… Покров мой над ними будет». Благословение и Покров – над всем.

Кадки наполнены, укрыты; опущены в погреба на лед. Горкин хрустит огурчиком. Ласково говорит:

— Дал бы Господь отведать. К Филипповкам доспеют, попостимся с тобой огурчиком, а там уж и Рождество Христово, рукой подать.

Наелись досыта огурцов, икают. Стоит во дворе огуречный дух, попахивает укропом, хреном. Омоленые огурцы спят в кадках – тихая «жертва радования».[1]

Каково? Вот так на Руси солили огурцы! Не засол, а священнодействие, дабы «омоленные» огурцы тихо спали в кадках, чтобы в урочное время порадовать человека своим изысканным вкусом.

Мы, в нашем Саду, также балуемся закаткой огурцов на предстоящую зиму. При этом, многие кулинарные правила и традиции, нами соблюдаются свято.

Справедливости ради следует отметить, что мы не используем процесс соления, как у героев вышеприведенного произведения. У нас применяется технология, так называемого «маринования». Конечно, у каждого кулинара свой состав маринада. Нами добавляются в воду соль, сахар, уксус, аспирин в определенной пропорции.

А это знаменитый хрен, из семейства Капустные, растущий на нашем огородике в Саду Евгения и Валентины. На календаре – май месяц и листьев для засолки огурцов, как видите, предостаточно…

Мы свято соблюдаем первейшее правило при консервировании, и добавляем в маринад листья хрена. Именно хрен придает огурцам хруст, то есть огурцы получаются хрустящие. Кроме того, хрен отличный консерватор, способствующий уничтожению патогенных организмов. В результате маринад огурцов становится прозрачным и практически не мутнеет.

В этих целях, у нас растет специальный, персональный корень хрена, который на протяжении лета снабжает нас необходимой приправой.

Кроме хрена, мы обязательно добавляем зонтики укропа, дольки чеснока (обязательно!), черный и душистый перец горошком, лавровый лист.

Вот такой гастрономический подарок мы подчас вручаем своим друзьям…

Кроме обязательной программы, у каждого кулинара имеются и произвольные упражнения по дополнению вышеуказанных ингредиентов. Есть они и у нас. Но о них мы распространяться, разумеется, не будем…

Благодаря длительной практике, маринованные огурцы у нас получаются хорошие. Зачастую, банку с огурцами мы используем в качестве подарка, для милых нашему сердцу людей.

Этикетка, которая в одно мгновение превращает обыденную банку с огурцами в элегантный подарок…

Нами уже давно разработан свой фирменный эскиз этикетки, где изображен герб Сада и дается эдакая легенда о наших огурцах. Изготовление этих этикеток стоит недорого, ее приклейка занимает две минуты.

Нам доставляет удовольствие вручать сей подарок. При этом, мы получаем массу комплиментов, и, в свою очередь, рассказываем залихватские легенды о чудодейственных свойствах наших удивительных огурцов.

Октябрьская композиция с тыквами, в ботаническом саду Мюнхена. Снимок авторов записок…

А теперь перейдем к не менее знаковой культуре из описываемого семейства. Конечно, это наша родненькая тыква! Мы – поколение людей, родившихся после кровопролитной войны. Наше детство пришлось на бедные и голодные годы. У нас отчетливы детские воспоминание о том, как мы украшали новогоднюю елку десятком конфет в бумажной обертке. Предвкушение того, что через какое-то время, мы сможем снять и съесть эту сласть, наполняло душу волшебным восторгом.

В те времена, торт был экзотическим явлением из нереального параллельного мира. Тоже можно сказать и о пирожных. Однако, мы особо и не горевали, поскольку знали, что есть ТЫКВА! Этот продукт с лихвою компенсировал все вышеперечисленные кондитерские изыски. Мы до сих пор помним, как наши бабушки запекали это великолепие в духовке и подавали его на стол. Какой же был чарующий запах и восхитительный вкус этого очаровательного блюда!

Тыквы, растущие в Саду Евгения и Валентины…

Вот такие наши детские воспоминания. А теперь поговорим подробнее о красавице-тыкве. Данные археологических раскопок поведали нам о том, что тыкву использовали уже три тысячи лет назад. Семена тыквы найдены в захоронениях перуанских индейцев.

Жители древней Греции и Рима использовали высушенные плоды тыквы как сосуды для жидкостей. Дикие тыквы были обнаружены на севере Африки русской экспедицией во главе с академиком Вавиловым в 1926 году. Это дало основания полагать, что тыква росла в тех землях с древних времен и, возможно, распространилась оттуда по всему миру.

На Руси тыква появилась примерно в шестнадцатом веке и, конечно же, прижилась, так как не требовала особенного ухода, могла долго храниться и давала обильный урожай.

Ноябрьская композиция из тыкв в культурном центре «Старый парк» в поселке Кабардинка, на берегу Черного моря…

Всего в мире насчитывается около десяти видов тыкв: три вида однолетних и семь многолетних. Привычный вид классической тыквы, которую мы привыкли видеть на огородах и рынках, радует глаз своим размером и приятным теплым оттенком оранжевого цвета. Именно этот вид обычной или как ее еще называют кухонной тыквы наиболее распространен.

Между тем, встречаются тыквы и других цветов: зеленого, желтого, белого, красного и серого. Средний вес тыквы, как правило составляет 4-8 килограмм. При надлежащем уходе, максимальный вес обычной тыквы может достигать 10 – 15 килограмм. Тыква настолько неприхотлива, что растет везде, кроме Антарктиды, конечно.

Эта декоративная тыквочка, растущая в Саду Евгения и Валентины, забралась на двухметровую высоту к плетущимся розам…

Кроме отличного вкуса, тыква известна тем, что содержит множество полезных нашему организму элементов. Тыква богата каротином (от 3 до 9 мг), железом, витаминами группы B, C, E, D, PP и встречающимся очень редко витамином T, отвечающим за ускорение обменных процессов в организме.

Множество солей меди, железа, фосфора помогают восстановлению и регенерации крови, а также при атеросклерозе и многих других заболеваниях. Общий набор полезных веществ и витаминов в тыкве помогает поддерживать организм в тонусе и замедляя процессы старения. Тыква очень полезна и при заболеваниях почек, сердечных заболеваниях и как помощь в пищеварении.

В Саду Евгения и Валентины наступила золотая осень, о чем свидетельствуют эти красавицы-тыквы…

Говоря о многочисленных достоинствах хозяюшки-тыквы, нельзя не упомянуть о таком уникальном продукте, как тыквенное масло. Оно одно из самых дорогостоящих пищевых растительных масел в мире. Это объясняется большим количеством исходного сырья. Ведь, чтобы получить один литр маслянистой жидкости, необходимо отжать около трех килограмм тыквенных семян. Учитывая, что в одной среднестатистической тыкве весом около десяти килограмм содержится 100 — 150 граммов семечек, то для получения литра масла нужны семена 20 — 30 плодов!

Самым полезным является тыквенное масло, полученное путем холодного отжима семян. В нем содержится наибольшее количество ценных химических соединений, которые обусловливают его лечебные свойства.

Впервые тыквенное масло начали производить в Австрии. Сегодня здесь выращивают уникальный сорт этого овоща – тыкву масляную штирийскую, получившую свое наименование по названию федеральной земли, где она была выращена.

Особенностью этого сорта является то, что его семена лишены шелухи. Из них в Штирии производят самое вкусное в Европе масло, обладающее тонким ароматом и легким ореховым вкусом. В России производить тыквенное масло стали только в девятнадцатом веке. Но, хотя многие селекционеры достигли определенных успехов, с масляной штирийской тыквой ни один сорт по вкусу по-прежнему не может сравнится.

Целебные свойства масла, получаемого из семян тыквы, почитали настолько, что в той же Австрии, где и началось производство этого продукта, был издан указ о том, что особенно ценное для здоровья масло должно находить свое применение только в качестве лекарственного средства, а поэтому его можно продавать только в лавках аптекарей.

О дороговизне этого продукта в те времена говорит тот факт, что цена двухсотграммовой бутылочки масла из семян тыквы в средневековой Европе приравнивалась к стоимости золотого кольца. Именно по этой причине с давних пор натуральное тыквенное масло, имеющее темно-зеленый, приближенный к черному, оттенок, называют «черным золотом».

Уголок венского кафе в середине октября месяца. Снимок авторов записок…

Рассказ о тыкве был бы неполным без упоминания обычая вырезать голову-страшилку на Хэллоуин (канун Дня Всех Святых). Этот древний кельтский праздник, отмечаемый в ночь с тридцать первого октября на первое ноября, благодаря кинематографу стал известен во всем мире.

Когда-то давно, в кельтских племенах, было принято делать фонарики из репы (тыкву в те времена в Европе не выращивали). Выскоблив репу изнутри, на ней вырезали не страшную гримасу, а символический образ умершего родственника. Такие фонарики устанавливали вдоль дороги, чтобы указать духам правильный путь.

Затем, эмигранты, уехавшие в Америку, продолжили делать те же фонари, но уже из тыквы. А поскольку обрабатывать тыкву намного легче, чем ту же репу, традиция распространилась и на другие страны. Плюс ко всему тыква является символом хорошего урожая и сытой зимы, оранжевый цвет этого овоща символизирует солнце, а ведь именно дневного светила больше всего боятся злые духи.

Ноябрьская композиция из тыкв в культурном центре «Старый парк» в поселке Кабардинка, на берегу Черного моря…

Большая тыква с вырезанным ртом и глазами и вставленной внутрь свечой, называемая Светильником Джека.

Джеком, по легенде, звали кузнеца-пьяницу, которому дважды удалось обмануть дьявола. Жадный до денег кузнец-выпивоха Джек предложил как-то властителю преисподней пропустить с ним пару стаканчиков в трактире. Когда пришло время расплачиваться, предприимчивый ирландец попросил Дьявола обратиться монеткой.

После чего Джек, не мудрствуя лукаво, быстро положил ее к себе в карман, где как раз лежал серебряный крестик. Дьявол оказался в ловушке — «у Христа за пазухой». И, как ни старался, он не мог принять первоначальное обличье. В конце концов, Дьявол добился своего освобождения, пообещав взамен год не строить Джеку козни, а также после его смерти не претендовать на его душу.

Во второй раз хитрый кузнец вновь обвел вокруг пальца доверчивого Властителя преисподней, попросив его залезть на дерево за фруктами. Как только нечистый взгромоздился на раскидистую крону, Джек нацарапал на стволе крест. Так он выторговал себе еще десять лет беззаботной жизни. Но так как жизнь Джека прошла в пьянстве и грехе, после смерти в рай его не пустили. Однако и в ад его также забирать из-за обещания не стали.

Ему лишь был выброшен тлеющий кусочек угля из адского пламени, который Джек поместил в пустую тыкву, чтобы тот не затух, и смог освещать ему дорогу. С тех пор Джек скитается по земле и никак не может найти себе места.

Люди в Ирландии и Шотландии, зная о том, что Джек ищет пристанище вырезали свои собственные версии фонаря Джека с пугающими лицами и помещали их возле окон или дверей, чтобы отпугнуть кузнеца-пьяницу, либо других злых духов.

Санчес Котан Хуан. Натюрморт: айва, капуста, дыня и огурец. Сан Диего, Калифорния, Художественное общество.

Вот такое повествование, про тыкву и беднягу Джека.

А теперь, вновь вернемся в пятидесятые годы прошлого века. Вновь детские воспоминания.

Тогда, нам, детям, неоднократно рассказывали о том, что в центре Москвы построят САМОЕ ВЫСОКОЕ В МИРЕ ЗДАНИЕ, которое называется Дворец Советов. Это здание будет самым прекрасным на Земле. Это здание будет символизировать победу социализма, и представлять собой пример для всех рабочих и крестьян. И трудящиеся всей Земли, воодушевленные нашими успехами, будут свергать ненавистных фабрикантов и капиталистов. И заживут они так же хорошо, как мы живем в Советском Союзе!

Dvorec-sovetov1950.jpg
Вот таким выглядел проект будущего здания Дворца Советов…

И это будет очень здорово! Какая грандиозная и чарующая программа! Безусловно, величайший и грандиознейший памятник победившему социализму будет воздвигнут в кратчайшие сроки. Это будет достойный символ борьбы трудящихся всей земли с ненавистными буржуинами, которые погубили героического Мальчиша-Кибальчиша.

Время, как известно, неумолимо, и все расставляет на свои места. Как трансформировались желания про коммунизм, надеюсь, мы еще расскажем. А сейчас вспомним как трансформировалась эта мечта на протяжении полувека.

Будучи детьми, мы тогда не знали, что мечта о строительстве «социалистической Вавилонской башни», появилась буквально после Октябрьской революции. Все бредили чем-то эдаким, дабы поразить воображение трудящихся земного шара и одновременно унизить проклятых капиталистов, которые уже вовсю строили небоскребы на проклятом Манхеттене.

Очень популярными были сюжеты, изображающие трудящихся, которые на демонстрации идут к Кремлю мимо Дворца Советов…

Спрос рождает предложение. Поэтому, один из вождей пролетариата — Сергей Миронович Киров, выступая 30 декабря 1922 года на I съезде Советов, сказал:

«…от имени рабочих я бы предложил нашему союзному ЦИКу в ближайшее время заняться постройкой такого памятника, в котором смогли бы собираться представители труда… это здание должно являться эмблемой грядущего могущества, торжества коммунизма не только у нас, но и там, на Западе».[2]

Вы можете представить себе нечто еще более абсурдное? Как известно, датой окончания гражданской войны считается 25 октября 1922 года, когда был освобожден Владивосток.

«К окончанию гражданской войны страна переживала крайнюю хозяйственную разруху, обостренную неурожаем 1920 г. и голодом. В связи с демобилизацией армии создалась безработица. Вновь возникли массовые колебания крестьянства, которое было недовольно системой «военного коммунизма».[3]

И вот в этой ситуации, спустя два месяца после окончания войны, у товарища Кирова не нашлось иных проблем, кроме строительства сооружения циклопических размеров.

Эта идея, со временем, вероятно, стала навязчивой, поскольку с начала тридцатых годов приступили к ее конкретному воплощению. Безусловно, прекрасных мест в Москве для этой цели было предостаточно. Казалось бы – сноси ветхие лачуги, коих было предостаточно, давай трудящимся квартиры и возводи символ победившего социализма. Однако желаемое место для Дворца оказалось занятым, ибо там уже находился Храм. Однако, это не смутило строителей нового общества, и пятого июня 1931 года Политбюро ЦК ВКП (б) принимает решение:

«В выборе места для постройки Дворца Советов остановиться на площадке храма христа спасителя».[4]

Цитируя этот документ, мы не совершили ошибки – в оригинале «Дворец» изначально был написан с большой, а «Храм» с маленькой буквы.

Вот так была решена судьба символа, уже имеющую многолетнюю историю, достойную глубокого уважения. Напомним, что уже 25 декабря 1812 года, после бегства остатков армии Наполеона за границу, Александр I подписал манифест «О построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя в ознаменование благодарности промыслу Божьему за спасение России от врагов».

Наступила пора обсуждения проекта и места расположения Храма. Здесь мнение императора было непреклонным:

«Государю неугодно, чтобы храм был воздвигнут в Кремле, ибо неприлично разрушать древний Кремль, и само здание будет неуместно, смешиваясь с византийскими зданиями Кремля».[5]

Дореволюционная открытка, изображающая храм Христа Спасителя…

В результате долгих споров Храм решили строить на Воробьевых Горах, которые, по тем временам, находились далеко за городом. Это вызвало многочисленные пересуды – кто мол, за город в Храм будет ездить? Тем не менее, двенадцатого октября 1817 года, Храм на Воробьевых Горах все-таки заложили. Строили неспешно, причем без традиционного русского воровства не обошлось. Выявились грандиозные аферы с поставками лесного материала и выломанного камня. Началось следствие, длившиеся многие годы.

А тут и Александр Первый – победитель Наполеона скончался. Спустя пару лет, после его кончины, собрался особый инженерный комитет, который пришел к выводу, что на Воробьевых Горах строить храм принципиально невозможно. Однако, и отказаться от идеи постройки Храма Спасителя, без ущерба для престижа царствующего дома было еще труднее.

Еще одна дореволюционная открытка, изображающая храм Христа Спасителя…

Теперь уже поисками места озаботился новый император Николай Первый. Им лично было выбрано место вблизи священного Кремля, на левом берегу реки Москвы. Там, где находился Алексеевский женский монастырь. Место ведь было занято!

Однако принимается решение – снести монастырь и построить Храм Христа Спасителя. Забегая вперед, отметим, что в тридцатых годах прошлого века появится легенда о черной монахине разрушенного монастыря, которая прокляла новый храм и поэтому большевики его и взорвали.

Как бы то ни было, в долгих согласованиях пролетело еще около десяти лет, и лишь второго сентября 1839 года состоялась торжественная закладка собора на Волхонке. А двадцать шестого мая 1883 года храм был освящен.

Храм Христа Спасителя, был поднят в небо на трудовые копейки русских крестьян, рабочих, учителей и торговцев, артистов и солдат, на деньги, собранные купечеством и дворянством. Общие затраты на сооружение этого Храма составили 15123163 полноценных российских рубля и 89 копеек![6]

Фотография начала двадцатого века, изображающая первоначальное здание храма Христа Спасителя…

Пятого декабря 1931 года Храм Христа Спасителя был снесен. Уж его рвали-рвали. Насилу-то раскурочили. Это к вопросу о том, как трудно понизить возвышенное. В то же время, со стороны Музея архитектуры стали просачиваться глухие вести о том, что после взрыва. В фундаментах, в некоем помещеньице обнаружились якобы фолианты с чертежами сборки-разборки храма. Очевидно. На тот случай, если плывуны этого гиблого места не будут держать храм. Но плывуны-то держали!

Сколько стоил снос Храма и вывоз обломков, история умалчивает. Однако, затраты были немалые. А еще больше, предстояло потратить, поскольку десятого мая 1934 года Политбюро ЦК ВКП (б) принимает решение:

«Определить стоимость Дворца Советов максимум в 700000000 рублей. Срок строительства Дворца Советов – 1934 – 1942 гг.»[7]

И не стало Храма – символа победы над Наполеоном. Демьян Бедный по этому поводу напишет залихватские строки:

Дошло: дерзнул безбожный бич -
- Христа-Спасителя в кирпич!
Земля шатнулася от гула!
Москва и глазом не моргнула.
- «Дворец Советов» строят вишь! –
Москву ничем не удивишь.

Вот так: именно на развалинах символа России и было решено возвести новый коммунистический символ. При этом планировалось, что грядущий дворец будет самым грандиозным зданием в мире. Самым большим зданием, как по объему, так и по высоте.

Снос храма Христа Спасителя в 1931 году…

Объективности ради заметим, что коммунистическая революция в России была не первой попыткой начать построение атеистического общества. Первой, и весьма радикальной, была Великая французская революция. Ведь якобинцы превратили в каменоломню и разрушили до основания, возможно, самый знаменитый и обширный храмово-монастырский комплекс в Европе – аббатство Клюни (XI век!).

Довоенный снимок, показывающий работы в котловане, на месте снесенного храма Христа Спасителя…

А ведь это было одно из несомненных архитектурных чудес христианского света. Они также планировали снести Шартрский собор, но не успели. И священников ставили к стенке и гильотинировали. И летоисчисление сменили, начав новое, и месяцы переименовали.

Но вернемся к нашим революционерам. Выполняя предначертания партии, сооружение Дворца Советов началось в 1937 году. На месте символа России в центре Москвы был отгорожен участок под лагпункт.

Для огромного высотного здания понадобились сверхмощный фундамент, с необычно глубоким котлованом. Опустившись на двадцать метров ниже уровня Москвы-реки, он достиг скальных пород. В котлован были уложены концентрические железобетонные кольца. Над ними с 1940 года стал подниматься металлический каркас из специально созданной высококачественной стали марки «ДС».

Театрализованное представление, с использованием макета будущего Дворца Советов…

Каков же был первоначальный проект символа победившего социализма? С подачи Политбюро, все было скрупулезно посчитано: «Число мест в большом зале определить: для зрителей – 21000 мест, для президиума – 100 мест, для дипкорпуса – 100 мест, для инопрессы – 50 мест, для совпрессы – 100 мест. Сверх этого (21350 мест) число участников сценических представлений предусмотреть в количестве: для оркестра – 550 человек, для участников постановок – 2000 человек».[8]

Почему то, члены сталинского Политбюро в своих предложениях по оформлению фойе Дворца Советов не шли далее обыденных кадров из популярных кинолент того времени:

«Боковое фойе посвятить: одно – героике гражданской войны (учесть картину занятия Зимнего дворца в фильме «Ленин в Октябре»), а второе – героике строительства социализма (учесть, в частности, фильм «Богатая невеста», отражающий колхозный строй)…[9]

Мечтателям виделось, что Дворец будет выше египетских пирамид, Эйфелевой башни и американских небоскребов. И вот на крыше этого грандиозного здания должна быть установлена статуя Ленина.

«Завершающее возглавление» (так заковыристо прозвали статую Ленина) сначала замышлялось высотою в пятьдесят метров. Это расценили как издевку над Ильичем и довели его высоту до восьмидесяти метров. А позже мудрое Политбюро решило, что надо делать стометрового Ильича, чтоб его было видно за семьдесят километров от Москвы.

Исходя из элементарных пропорций, вы сами можете определить размеры отдельных частей тела; в указательном пальце вытянутой руки – шесть метров, в плечах – тридцать два метра, в ступне – четырнадцать метров. Голова по объему – немного меньше Колонного зала Дома союзов (!). Разумеется, такую статую можно создать уже только по правилам мостостроительного искусства.

Однако, на эти мелочи никто уже не обращал внимания. Дворец тут-же стали пропагандировать, как чуть ли не готовое здание. В фильме «Новая Москва», он был показан, как уже построенное здание. Приведем отрывок из книги «Осмотр Москвы», выпущенной в 1940 году:

А это кадры из довоенного фильма «Новая Москва», снятого в 1939 году. Здесь Дворец Советов показан, как уже построенное здание…

«С Каменного моста видна большая строительная площадка. Еще недавно здесь было здание храма Христа-спасителя. Великий украинский поэт Тарас Шевченко удачно сравнил его с толстой замоскворецкой купчихой в золотом повойнике, недоуменно остановившейся среди города.

Теперь на месте храма ведется строительство величайшего сооружения мира – Дворца Советов, который останется в веках, как монументальный памятник Сталинской эпохи…».[10]

О том, что главным архитектором проекта был, фактически Сталин, говорили сами архитекторы, привлеченные к проекту. Вот мнение одного из разработчиков, профессора В.Г. Гельфрейха:

«Иосиф Виссарионович с изумительной ясностью и убедительностью говорил о силуэте сооружения, о скульптурных группах на пилонах, о том, что они должны выражать идею интернационализма. Говоря о фигуре В.И. Ленина, он обращал особое внимание на жест призыва, столь характерный для образа великого вождя. Непосредственное руководство т. Сталина проектированием Дворца Советов вселяет в нас уверенность в правильности наших исканий и вдохновений».[11]

Научно-популярный журнал «Техника-молодежи» времен нашего детства, так же напоминал об этой, уже затухающей идее по строительству Дворца Советов…

С учетом такого патронирования со стороны Вождя всех времен и народов, никто из нижестоящего партийного руководства и слышать не хотел о возникающих проблемах не только инженерного, но и морально-этического свойства.

Статую Ленина ведь не всегда будет видно. «Расчеты показали: металлическая статуя зимой будет покрыта льдом, восемьдесят дней в году ее не будет видно полностью из-за облаков. Все-таки – ступни башмаков этого исполина будут находиться на уровне 320 метров! А макушка – на высоте 420 метров».[12]

Зачем все это? Для чего? Александрийский столп на Дворцовой площади Петербурга увенчан Ангелом – существом, которому небесные сферы не чужды, по самой его природе. Вообразим, что на эту впечатляющую высоту взгромоздилась бы статуя императора в сапогах и регалиях.

Если французы и американцы подали пример гигантомании, соорудив статую Свободы, то это все же фигура умозрительной идеи, а не конкретного человека с фамилией, именем, отчеством, ушедшего верхней половиной за облака, оставив для обозрения, все, что ниже пояса.

Здесь прямо-таки появляется пресловутый юмор «ниже пояса»! Родной, советский! Штаны, свисающие из облачной дымки, и все это называется «завершающим возглавлением».

А каким планировался объем памятника вождю мирового пролетариата? Нормальному человеку трудно поверить в эти цифры, но вдумайтесь в эти безумные строчки:

«Размеры памятника в довоенном проекте определялись в 7500000 кубических метров.».[13]

Возьмите в руки калькулятор и извлеките кубический корень из этого числа. Вы получите «кубик» ребро которого составляет 196 метров! Поставьте его рядом с Эйфелевой башней. Высота «кубика» составит 2/3 от ее высоты. А теперь подымите этот «кубик» и установите его на верхушку грациозного строения великого французского инженера Гюстава Эйфеля. Вот такие несуразные «прожекты».

После войны стало приходить хоть какое-то понимание безумности этой затеи:

«После большой творческой работы, сохраняя образ памятника с использованием его фундаментов, удалось снизить объем до 1700000 кубических метров. Предложение комиссии снизить объем до 500000 кубических метров, то есть в 15 раз по сравнению с довоенным проектом, не дает возможности создать мощный образ памятника.[14]

Берем вновь в руки калькулятор и получаем ребро второго кубика в размере 120 метров, а третьего – соответственно в 80 метров. И этот безумный 80-метровый куб, представлялся маленьким, не отражающий величия вождя. Воистину – благими намерениями вымощена дорога…

Фотомонтаж, показывающий, как выглядела бы Кремлевская набережная, если бы Дворец Советов, все-таки был бы построен…

А вы знаете, почему высота была определена именно в 420 метров? Дело в том, что 1 мая 1931 года в Нью-Йорке состоялось официальное открытие небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг. И на протяжении последующих сорока лет он был известен как самое высокое здание в мире. Так вот, в нем 102 этажа, высота – 381 метр, а вместе со шпилем – порядка 410 метров.[15] Как видите, надо было хоть на десяток метров, но перепрыгнуть Эмпайр-стейт-билдинг.

А потом – война и послевоенное десятилетие, когда было не до Дворца. А в 1956 году на XX съезде партии Хрущев очнулся и разоблачил Сталина:

«Вместе с тем Сталин проявил неуважение к памяти Ленина. Не случайно Дворец советов, как памятник Владимиру Ильичу, решение о строительстве которого было принято свыше 30 лет тому назад, не был построен, и вопрос о его сооружении постоянно откладывался и предавался забвению.

Надо исправить это положение и памятник Владимиру Ильичу Ленину соорудить! (Бурные продолжительные аплодисменты)».[16]

И опять было принято партийное решение о возобновлении строительства памятника В.И.Ленину – Дворца Советов. Только проект был размером пожиже и высотою пониже.

В журнале «Огонек» публикуется интервью с ответственным секретарем Союза архитекторов СССР товарищем Абросимовым П.В., в котором аккуратно развенчиваются иллюзии 30-х годов:

«По первоначальному проекту все здание Дворца Советов служило постаментом для скульптуры фигуры В.И. Ленина, выполненной из хромоникелевой стали. Сама идея превращения грандиозного (объемом около миллиона кубометров) здания в постамент под скульптуру таила в себе непреодолимые противоречия и приводила к неудобствам во внутренней планировке, к нерациональным конструктивным схемам, к подчинению всего сооружения архитектурной форме постамента».[17]

Фотография послевоенной площадки, где еще планировалось возведение Дворца Советов. Снимок взят из всесоюзного журнала «Огонек» № 38 за 1956 год.

Переведя это высказывание на общечеловеческий язык, мы понимаем, что ранее задуманную социалистическую вавилонскую башню построить попросту невозможно!

Читателю также сообщают, что архитекторы намерены уйти от сталинского гигантизма и сделать достаточно обыденный проект:

«Определены реальные габариты здания: общая площадь – не свыше 36 тысяч квадратных метров, Большой зал – на 4600 мест».[18]

Вот такая отрезвляющая динамика – с 21 тысячи до 4,6 тысяч мест! Снижение вместимости – более, чем в четыре раза! А что касается памятника Ленину, то его попросту низвергли:

«На дискуссии, происходившей в Союзе архитекторов, подавляющее большинство выступавших критиковало сам принцип установки скульптуры на высоте в триста пятьдесят метров. В хмурые дни она скроется в туманной дымке. Очень трудно рассмотреть ее невооруженным глазом с земли и в ясную погоду. Памятник Владимиру Ильичу – составная часть Дворца Советов, неотделимая от здания. Но он, мне кажется, может быть воздвигнут и на площади перед Дворцом».[19]

Вот так, в 1956 году была минимизирована сталинская идея. Однако и ее, реализовывать не торопились. Судя по всему, Хрущеву начали предлагать иные альтернативные проекты зданий, в котором могли бы собираться одновременно несколько тысяч человек. Так постепенно возникла идея Дворца съездов, которая окончательно похоронила сталинский проект.

Первое упоминание в открытой печати о предполагаемом строительстве здании Дворца съездов появилось в 1958 году. В следующем году Хрущев лично принял решение о его строительстве, утвердив часть территории Кремля в качестве площадки. Вряд ли Никита Сергеевич был знаком с мнением императора Александра первого, что негоже «смешивать новое строение с византийскими зданиями Кремля».

Слабые аргументы о том, что придется снести уникальные исторические постройки XV – XIX веков, находящиеся на территории Кремля, разумеется, никого не смущали. По сравнению с уничтожением Храма Христа-Спасителя, это уже были сущие мелочи.

По первоначальному плану, здание было рассчитано на четыре тысячи мест. Однако во время визита в Китай, Никита Хрущев был так впечатлен масштабами пекинского Дворца Съездов, что приказал увеличить московский проект до шести тысяч мест.

Приняв решение о строительстве Дворца Съездов в Кремле, Хрущев даже не оставил возможности будущим поколениям когда-либо возвести этот символ социализма!

Ибо в том же 1958 году приказал Хрущев тарелку фундамента залить водой, а вокруг построить раздевалки. Идея то лежала на поверхности: во время ливня бетонный фундамент будущего гигантского здания часто наполнялись водой и напоминал болото в центре Москвы.

Бассейн «Москва» на месте взорванного храма Христа Спасителя. 1969 год.

Перед строителями стояла задача использовать сохранившийся фундамент, поэтому бассейн поместили внутрь бетонного кольца, предназначавшегося для основания Большого зала дворца. Этим обусловлена необычная для плавательных бассейнов круглая форма и огромный размер объекта.

И получился самый большой в мире открытый плавательный бассейн. Диаметр чаши бассейна «Москва» — 129,5 метра – был задан величиной котлована.[20]

Открытие круглогодичного бассейна «Москва» состоялось 16 июля 1960 года. Однако, не все пошло гладко. Еще с момента строительства родилось много разных слухов и изречений. Самое яркое их них звучало иронично и примерно так; «Сначала храм, затем хлам, теперь срам».

Бассейн «Москва» в вечернем освещении. Снимок взят из всесоюзного журнала «Огонек» № 2 за 1960 год.

Первое время после его открытия по Москве ходили слухи, что в нем часто тонут люди. Особенно зимой. Якобы действовала некая секта «топителей», мстившая за строительство на церковном месте «гигантской лужи». Насколько это соответствовало действительности не известно. Скорее всего, это была очередная городская легенда.

Были проблемы и посерьезнее. Зимой-то этот бассейн при подчас лютых морозах обязательно замерзнет! И огромная масса льда попросту раздавит любые бетонные конструкции. Поэтому решили греть бассейн! Сколько надо энергии для того, чтобы в московском феврале прогревать самый большой в мире открытый плавательный бассейн?

Много! Очень много!! А сколько – никто не считал.

Странная пробежка советских купальщиц по кромке бассейна при двадцатиградусном морозе. Снимок взят из всесоюзного журнала «Огонек» № 2 за 1960 год.

А еще, этот огромнейший объем воды надо было хлорировать и очищать, на что также были необходимы средства.

А поскольку над водою иногда стоял невероятный туман, то следовало еще содержать водолазов, которые постоянно барражировали в этом мистическом котловане. А это также – дополнительные расходы!

Сегодня, совершенно другими глазами читается восторженный репортаж в журнале «Огонек» шестидесятилетней давности:

«На станции метро «Кропоткинская» специальный выход ведет прямо к бассейну «Москва». В зимний день бассейн кажется гигантской чашей с горячей водой, установленной прямо на снегу. Над чашей клубится густой пар. Когда ветер относит его в сторону, видна прозрачная зеленоватая – ну просто черноморская! – вода, а в ней пловцы!

В машинном отделении гудят мощные насосы. Они гонят воду по толстым металлическим артериям. Еще бы: за сутки вода меняется трижды!

Вот так весело выглядел бассейн «Москва» на месте взорванного храма Христа Спасителя в журнале «Крокодил». (№ 23, 1960 год).

Происходит это совершенно незаметно для купающихся. Вода из бассейна попадает в фильтры – девять огромных металлических цилиндров. В этих фильтрах вода очищается и направляется в бактериоцидные установки, где свет мощных кварцевых ламп убивает бактерии. Лишь после этого совершенно очищенная вода хлорируется и вновь поступает в бассейн. Температура во все времена года одинакова – 27 градусов.

«Сколько же у вас бывает посетителей за день?» — спрашиваю я заместителя директора бассейна Алексея Митрофановича Семкина.

— В среднем 10 – 12 тысяч, в том числе и дети.

— Но при таком количестве купающихся могут быть несчастные случаи. Ведь бассейн глубокий.

— У нас четко работает спасательная служба. Наблюдения за пловцами ведется непрерывно. Зимой пар ухудшает видимость на поверхности бассейна и поэтому в воде постоянно дежурят водолазы. Они под водой наблюдают за купающимися».[21]

Художник Валерий Балабанов на картине «Пловец». (1976 – 1986) изобразил несуществующий в то время Храм Христа Спасителя в качестве отражения в бассейне «Москва». Картина хранится в музее воссозданного храма.

Можете ли вы себе представить – насколько были велики эксплуатационные расходы на поддержание этого котлована? Кроме этого, как подчеркивалось выше, в морозные дни бассейн парил, как вулкан. Быстро выяснилось, что излишняя влага, испаряемая этим чудовищем, портит уникальные книги в библиотеке имени Ленина и картины музея на Волхонке.

Весь этот клубящийся туман на месте взорванного Храма вызывал какие-то мистические, фантасмагорические ассоциации. Вот что писал поэт Петр Викторович Вегин в далеком 1972 году:

Серебряный сторож музея изящных искусств,
присев под роденовской бронзой, признался:
«Вот я атеист, но как встретимся с нашим пожарным
и с экскурсоводом по средним векам,
как хватим портвейну по полтораста,
так мне всякий раз мерещится сквозь туман
                                         тот взорванный храм…»
А над бассейном «Москва» клубился туман –
как синтетический мех
                                        вывернутой наизнанку перчатки,
как вечный след взрыва,
и все это было похоже
на неосязаемый иней, застывший в форме куполов
взорванного в 1931 году
                                        храма Спасителя
        Белый слепок храма,
                                 его посмертная маска
                                 из невесомого гипса
       прикипела к бассейну.
       В идеально хлорированной воде
       плескались мои соседи по жизни – как прихожане
       туманного отражения собора. А вдруг
       бассейн вырыт в форме
                                   его опрокинутого отражения
                и аквалангисты замещают ангелов? – и с этой
                                    парадоксальной мыслью
     нырнул я,
                нарушив «правила поведения в бассейне»,
                и глаза отворил, но
     только калейдоскоп купальников
              движущийся витраж
     мерцал над моей головой.
     «В России немало красот, но было бы лучше
                           Когда бы одной было больше…»[22]

Избыточная неестественная влажность начинает поражать коррозией электрические провода и ограды, трубы и крыши.

Начались, хоть и слабые, но настойчивые протесты искусствоведов и библиотекарей, архитекторов и ученых. Очень кстати возник этот робкий ропот. Ибо уже и ответственные товарищи в ЦК КПСС не знали, что делать с этим уже изрядно поднадоевшим проектом.

В конце 80-х годов поддержание огромного бассейна стало очень дорогим и нерентабельным. Что символично: в 1991 году бассейн, равно, как и Советский Союз, прекратили свое существование.

В заброшенном состоянии, бассейн просуществовал три года.

Так и закончилась семидесятилетняя эпопея со строительством вавилонской башни времен социалистического реализма!

И еще одно обстоятельство. Незадолго до того, как Политбюро ЦК ВКП (б) примет решение о сносе Храма, в 1930 году, великим русским писателем Андреем Платоновым, будет завершена повесть «Котлован». Это произведение никогда не публиковалось при жизни автора. Оно пробыло под запретом более полувека, и было впервые издано в журнале «Новый мир» в 1987 году.

Книга, пролежавшая в забвении без малого шестьдесят лет. Повесть написана уникальным «платоновским» языком. Почитайте – не пожалеете!

Некоторые исследователи творчества Платонова, утверждают, что в «Котловане» была провидчески предсказана вся абсурдная эпопея, связанная со строительством Дворца советов.

В повествовании рабочие роют яму для закладки фундамента общепролетарского дома, в котором потом должно счастливо жить новое поколение. Но в процессе работы выясняется, что запланированный дом будет недостаточно вместителен. Котлован уже выдавил все жизненные соки из рабочих: «все спящие были худы, как умершие».

Котлован бесконечно становится глубже и растет вширь, в него уходят силы, здоровье и труд множества людей. В то же время работа не приносит этим людям никакой радости. Землекопы трудятся из последних сил, живут просто в нечеловеческих условиях, все они готовят «почву» для социализма, для того строя, который когда-то принесет благо, добро и счастье.

Люди работают на износ, котлован становится все больше, а призрачное счастье становится все более иллюзорным:

«Чиклин взял лом и новую лопату и медленно ушел на дальний край котлована. Там он снова стал разверзать неподвижную землю, потому что плакать не мог, и рыл, не в силах устать, до ночи и всю ночь, пока не услышал, как трескаются кости в его трудящемся туловище. Тогда он остановился и глянул кругом. Колхоз шел вслед за ним и не переставая рыл землю; все бедные и средние мужики работали с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована».[23]

Новый рисунок
Брейгель Питер. Строительство Вавилонской башни, 1560 г. Роттердам, Музей Байтманса Ван Бейнингена

Вот так и получилось с котлованом под несостоявшуюся мечту, которую сто лет назад назвали «Дворец Советов» …

Что было дальше – вы знаете.

В апреле 1988 года, еще до закрытия бассейна, в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя. Одной из движущих идей была идея покаяния.

В 1994 году сам резервуар и все трибуны-раздевалки разобрали, а седьмого января 1995 года был заложен фундамент храма. Собор был построен достаточно быстро и уже 19 августа 2000 года, состоялось великое освящение храма собором архиереев Русской церкви. На следующий день в храме состоялась канонизация царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских.

Вся эта череда строительств и разрушений порождает множество вопросов. Неужели первопричиной всего этого является таинство нашей русской души, порождающей эту безумную свистопляску? Грустно, очень грустно…

Вот такие воспоминания, связанные с воспоминаниями тех далеких пятидесятых годов прошлого века…

Пожалуй, на этом, наши размышления о великих стройках и великих разрушениях в самом центре Москвы, мы и завершим.

Что касается следующей, сорок шестой главы, то она будет посвящена великолепному семейству Бобовые. Мы вновь вернемся к временам нашего детства, и расскажем о повальном интересе к книжкам и фильмам про шпионов, а также об абсурдных последствиях этих увлечений. Глава будет называться: «Семейство тридцать пятое – Бобовые, или о проклятых шпионах и вредителях…».


[1] Шмелев И.С. Лето господне. – М.: Молодая гвардия, 1991. С. 421 — 423.

[2] Спаль Александра. Гении и гулливеры. Новый мир. 1992. № 5. С. 198.

[3] Гражданская война и военная интервенция 1918-1920. Большая советская энциклопедия. – М., «Советская энциклопедия». 1972. Т. 7. С. 233.

[4] Во что обходилось сооружение символов величия. Коммерсантъ ВЛАСТЬ. 2014. № 18. С. 20/66.

[5] Во что обходилось сооружение символов величия. Коммерсантъ ВЛАСТЬ. 2014. № 18. С. 6/52.

[6] Во что обходилось сооружение символов величия. Коммерсантъ ВЛАСТЬ. 2014. № 18. С. 17/63.

[7] Во что обходилось сооружение символов величия. Коммерсантъ ВЛАСТЬ. 2014. № 18. С. 20/66.

[8] Фрагмент протокола заседания Политбюро № 64, 1938 год. Коммерсантъ ВЛАСТЬ. 2003. № 40. С. 62.

[9] Фрагмент протокола заседания Политбюро № 64, 1938 год. Коммерсантъ ВЛАСТЬ. 2003. № 40. С. 62.

[10] Во что обходилось сооружение символов величия. Коммерсантъ ВЛАСТЬ. 2014. № 18. С. 21/67.

[11] Польская Лидия. Дворец во имя… Литературная газета. 1990. № 35.

[12] Там же.

[13] Из записки скульптора Б. Иофана в ЦК КПСС от 16 марта 1956 года. Коммерсантъ ВЛАСТЬ. 2006. № 10. С. 73.

[14] Из записки скульптора Б. Иофана в ЦК КПСС от 16 марта 1956 года. Коммерсантъ ВЛАСТЬ. 2006. № 10. С. 73.

[15] Атлас чудес света. Москва. БММ АО. 1996. С. 180.

[16] О культе личности и его последствиях. Доклад Первого секретаря ЦК КПСС тов. Хрущева Н.С. к ХХ съезду коммунистической партии Советского союза. 25 февраля 1956 года. Известия ЦК КПСС. 1989. № 3. С.159.

[17] Абросимов П. В. Дворец Советов. Огонек. 1956. № 38. С. 6.

[18] Там же.

[19] Там же.

[20] Коршунов М. Тайна продолжается в садовниках. Наука и жизнь. 1989. № 7. С. 143.

[21] Голиков А. Под зимним небом. Огонек. 1961. № 02. С. 16.

[22] Вегин Петр. Бассейн «Москва». Юность. 1988. № 10. С. 31.

[23] Платонов А. Котлован. – СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 188.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.