А это вход в аптеку! Посмотрите, как мило и трогательно…
Гуляя по городу, в районе площади Колумба, мы наткнулись на большой, крытый городской рынок, со всем своим итальянским изобилием.
«Морской» уголок большого рынка.
Каждый порядочный город должен иметь свою триумфальную арку. В этом плане, Генуя – не исключение.
К Колумбу в Дженове относятся очень трепетно. Этот каскад тоже посвящен Христофору. На нем изображены три каравеллы, на которых отважный мореход отправился открывать Америку.
Историки доподлинно не знают — где родился Колумб. Для жителей Дженовы такого вопроса не существует в принципе. Вот его домик, где он родился, утверждают они. Не рекомендуем ввязываться в спор – вас не поймут и назовут шарлатанами.
Домик Колумба находится на площади Данте, которая усыпана мотоциклами и мотороллерами. Все эти чудовища очень популярны в Дженове. Даже эти родители спокойно взирают на то, как их дочь в желтом шлеме усаживается на этот снаряд.
Это Порта Сопрана — старые городские ворота в крепостной стене, которая когда то окружала Дженову. Говорят их было пять ворот. Однако, городские стены, как и ворота давно снесли. Осталась лишь Порта Сопрана…
Такая публика тоже достаточно частенько попадается на улочках Генуи. Посмотрите- какая красавица-женщина, прямо таки мадонна без младенца. У нас всегда существовал философский вопрос — как она будет себя чувствовать с этой безумной татуировкой в пожилом возрасте?
В воскресение, мы планировали посмотреть близлежащие к Генуе курортные городки. Однако Зарема предложила по дороге туда заехать на монументальное кладбище Стальено. Оно считается одним из красивейших и выразительных в Европе. Конечно, кладбище не самый популярный объект для туристов. Однако Зарема подчеркнула, что в эти утренние часы его следует рассматривать, как музей, как галерею под открытым небом. И в этом «музее» сосредоточены талантливейшие произведения итальянских скульпторов по мрамору. Эти произведения искусства украсили бы любой музей мира, если бы не их специфическая направленность. Немного побыв в замешательстве, мы все-же дали согласие на подобный променад, о чем и не пожалели. Во всяком случае, мы существенно расширили свой музейный кругозор. На снимке — вход на мемориальное кладбище, в глубине — пантеон, в котором хоронят самых выдающихся людей Генуи.
Слева и справа от центрального входа идут галереи, которые опоясывают пантеон, составляя своеобразное каре. Если посмотреть вдоль, то слева и справа находятся могильные плиты. Лишь только центральная полоска разделяет их. Таким образом, все посетители фактически шагают по могильным плитам.
Искусство итальянских мастеров просто изумляет. Вдумайтесь — это всего лишь мрамор! Но как выписаны детали одежды, а это слеза просто потрясает и заставляет сопереживать человеческому горю. Это вдова скорбит по ушедшему супругу.
А вот тоже вдова, которая стучится в дверь, навсегда разделившую их. Просим также обратить внимание на тщательно выписанные детали одежды, как эти, например, кружева. В целом, такой фрагмент памятника, как «захлопнувшаяся дверь», очень часто встречается здесь, в работах итальянских мастеров.
Мы обещали рассказать об ангелах. Их здесь бесчисленное множество, но абсолютно разных — утешающих, назидающих, взирающих, поучающих. Вот, например, ангел, находящийся в глубочайшей скорби.
А это, вероятно, ангел тайны. Он наверняка знает, что скрывается за этой дверью, но молчит. И не рекомендует рассказывать об этом, другим. И вновь — захлопнувшаяся дверь, как символ тайны.
А вот, вероятно, молящийся ангел…
А это, вероятно, вразумляющий ангел, рассказывающий детям ушедшей матери, что ее путь предназначен туда, а им следует оставаться здесь. И опять – захлопнувшаяся дверь…
Посмотрите — какой надменный ангел. Да и сидящие ангелята что то не больно приветливы. Ангелы — сторожа. Либо они не пускают преждевременно стремящихся туда, либо не выпускают оттуда. Но уж больно все почему то надменны…
А это ангел вразумляющий вдову и говорящий, где чье место…
Это тоже, вероятно, вразумляющий ангел… И вновь, захлопнувшаяся дверь…
А это уставший ангел. Вероятно, он чрезвычайно устал от всех своих ангельских дел и присел попросту немножко отдохнуть. По-человечески его можно понять, уж больно много у них печальных забот.
А это созерцающие ангелы, которые немного судачат о подробностях жизни этой несчастной женщины…
Одним из потрясающих сюжетов, является этот ангел. Посмотрите, какой холодно-расчетливый взгляд. Вот уж ангел — судьба. Кажется вот выймет из-за своей спины трубу, коснется ею и объявит свой приговор. Обратите внимание – захоронения здесь продолжались на протяжении 94 лет!
В такие холодные глаза даже дискомфортно смотреть. Он знает твою судьбу, а ты бессилен перед ним. Обратите внимание, с каким мастерством, художник изобразил глаза, зрачки и черты лица. Здесь воплощен весь талант Мастера.
Кроме ангелов есть еще масса потрясающих сюжетов. Вот, например, девочка, которая не может забыть своих родителей. Обратите внимание: это знаменитая фамилия, в честь одного из представителей которой, названа центральная площадь города.
А вот совершенно нищий мудрец, который лучше всяких ангелов, знает о превратностях человеческих судеб…
А здесь вероятно надо глубоко знать историю и символы. Обратите внимание — как эта женщина, своим головным убором, похожа на статую свободы в Нью-Йорке. Левой рукой она касается книги. Что это за книга — библия, конституция? Не знаем…
Здесь уже нет ангелов и закрытой двери. Сам сюжет больше тяготеет к бытовой ситуации…
А тут целая картина из жизни благородного семейства в момент скорбного события. Как бы не печальна была ситуация, роскошь одежды и нарядов, художник также должен быть соответствующим образом увековечить…
В отличии от большинства памятников, посвящённым богатым людям, это надгробие простолюдинке. Эта женщина родилась в беднейшей семье, но благодаря природному уму и трудолюбию, она смогла создать себя. Ее бизнес заключался в том, что она продавала бублики и ожерелья, которые очень нравились молодым женщинам. Создав первоначальный капитал, она выгнала непутевого мужа и стала жить одна. Затем она пожелала сделать себе при жизни надгробный памятник. Первая проба оказалась неудачной. Полностью рассчитавшись со скульптором, она уничтожила его произведение. И лишь вторая попытка оказалась шедевром. Признавая великое трудолюбие этой женщины, мэрией было принято решение, захоронить эту даму и установить ее памятник на одном из самых почетных мест галереи.
Кладбище Стальено очень огромно. Тут есть еврейские, католические, православные и так далее, участки. Мы зашли на «партизанский» участок. Здесь находится могила героя СССР и Италии Федора Полетаева. Вот изображение этого памятника.
Цитируем Зарему: «В то время, как в Польше сносят памятники советским солдатам, мы в Италии свято чтим память павших за Родину. Посмотрите — здесь рядом упокоились российский и польский граждане. И этот факт никому не вычеркнуть»… Действительно, очень символично и добавить к сказанному, пожалуй нечего…