Книга

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

Дитя советского сада

Любит летчик самолет,

Пулеметчик – пулемет.

С.Я. Маршак

Установив в Саду нашего Ангела-хранителя, мы достигли определенного баланса. Уровень благолепия явно вырос, а всякая чертовщина, если и происходила, то в рамках приличия. И все-таки, в этом раскладе чего-то не хватало. Интуитивно мы чувствовали, что этот дуэт (мистическое и ангельское), следует переформатировать в некую триаду, а может быть и квадригу.

Поскольку две вышеуказанные составляющие практически компенсировали друг друга, то необходим был третий вектор, придающий особую атмосферу и колорит нашему Саду. Необходима еще одна составляющая, дающая определенный временной баланс, связывающая нас с веком двадцатым, откуда мы родом.

Мы долго пребывали в раздумьях, хотя ответ лежал на поверхности: все мы вышли из Союза Советских Социалистических республик!

Поэтому нужна была КОМСОМОЛКА! Та комсомолка тридцатых годов прошлого века, которая самозабвенно вышагивала на параде физкультурников по Красной площади перед взором вождя и учителя, отца всех народов, товарища Сталина. Нужна комсомолка, которая не верила ни в лешего, ни в ангелов, а свято исповедовала исключительно победу мировой революции и пролетарский интернационализм.

Комсомолка нужна была и потому, что какой бы стиль мы не взяли за основу нашего Сада, вся наша советскость, безусловно, проявится на первом же шагу. Да и как этому не быть, если мы оба были комсомольцами, самоотверженно строили социализм и какое-то время искренне верили, что к 1980 году коммунистическая партия построит столь долгожданный нами коммунизм.

Та самая, знаменитая «Девушки с веслом» в Московском Центральном парке культуры и отдыха…

Тогда поразмышляем – что же является символом советского парка, который возник в тридцатых годах прошлого века? Ведь, вне зависимости от месторасположения, его причитающаяся атрибутика была составлена строго по списку: колесо обозрения, стрелковый тир, карусели-лошадки, девушка с веслом, кафе-мороженное, эстрада-ракушка (кстати с превосходной акустикой) и наглядные средства идеологической агитации.

Советские парки предполагали и семейный отдых выходного дня: приоделись, прогулялись, себя показали, на людей посмотрели, прокатились на аттракционах, папе взяли пиво, маме – лимонад, ребенку – мороженное.

Однако, в этих советских райских кущах не хватало только белеющих скульптур – подобно античным богам в Летнем саду в Санкт-Петербурге. Но не богов же ставить! Таким образом, идея комсомолки уже витала в праздном воздухе советских парков! Она не могла не появиться, и она, конечно, пришла в образе нового социалистического времени!

Еще один фрагмент изображения той самой «Девушки с веслом» в Московском Центральном парке культуры и отдыха…

Действительно, можно ли представить парк советского периода без знаменитой «Девушки с веслом»? Именно так назывались статуи, выполненные в тридцатые годы прошлого века скульпторами Ромуальдом Иодко и Иваном Шадром.

К сожалению, эти произведения стали нарицательными для обозначения подобных им безликих, гипсовых статуй (гипсового соцреализма), которые в советское время украшали парки.

Но это ведь символ! Это ярчайший символ социализма и ушедшего в историю Союза Советских Социалистических республик!

Вот что необходимо нашему Саду в станице Пятигорской! Вот та составляющая, которая создаст неповторимую триаду, органически расставив все необходимые акценты в нашем, столь любимом Саду.

Фотография 19386 года на фоне знаменитой «Девушки с веслом».

Поэтому, порядка десяти-двенадцати лет назад, тот же Мастер Борис Викторович Сухин, изготовивший нам Ангела-хранителя, вырезал из дерева достаточно хорошую копию знаменитой «Девушки с веслом».

К сожалению, мы не учли того обстоятельства, что дерево на открытом воздухе, является не самым лучшим материалом. Мороз и солнце постепенно оказывали свое разрушающее воздействие. Капельки воды, проникшие в небольшие трещинки, замерзая, постепенно ломали скульптуру.

Первая версия «Девушки с веслом» установленной в нашем Саду, была деревянной. Однако, за десять-двенадцать лет вода, ветер, морозы и лесные муравьи (несмотря на всяческие аэрозоли), сделали все, чтобы разрушить ее…

Почему-то «Девушка» пришлась по вкусу лесным муравьям, которые, с безумным сладострастием, принялись выгрызать ее, начиная с пальчиков ног, до причинного места, включительно. Баллончики дихлофоса, которые мы применяли против них, лишь на время приостанавливали эту атаку, после чего наступление возобновлялось с удвоенной силой.

С течением времени наша любимая девушка начала дряхлеть на глазах. Происходила «усталость» конструкционного материала. И мы были бессильны помешать этому процессу. И в один из печальных дней, приехав в Сад, мы увидели ее разбитую, лежащую на земле, поверженную порывом штормового ветра.

Мы были весьма опечалены, лишившись такого статусного символа нашего Сада. И главное, мы не знали, как нам поступить в дальнейшем.

Учитывая негативный опыт, второй вариант «Девушки с веслом» был изготовлен уже из металла и установлен в Саду Евгения и Валентины…

И лишь случайно, на выставке в Краснодаре, мы познакомились с талантливыми мастерами по металлу, проживающие у нас же, на Кубани. Это были природные умельцы, исключительно талантливые и творческие люди, отец и сын – Виктор Федорович и Данила Викторович. Именно они и согласились выполнить нашу безумную просьбу – воплотить в металле версию 2.0. композиции «Девушка с веслом».

И хотя работа заняла немало времени, в результате появилась красавица, с весьма прекрасной фигурой. И лишь в чертах лица проявились некие восточные мотивы, о чем и сокрушались наши талантливые мастера. Ведь работу подобного рода, они делали впервые.

Пребывая в Саду Евгения и Валентины наша «Девушка с веслом» ведет себя в строгом соответствии с канонами марксизма-ленинизма и научного коммунизма. Но раз в год, ее женское сердце не выдерживает, и она, вместе с местными дамами, позволяет себе совершить полет в окрестностях Лысой горы…

Что касается долговечности изделия, то Виктор Федорович, с присущей ему скромностью, дал нам гарантию на ближайшие двести лет. Так что посрамленные муравьи, вновь вернулись в свой лес ни с чем. А наш родненький Сад вновь обрел знаменитый символ всех бывших парков Советского Союза.

А это самое знаменитое изображение «Девушки с веслом» в Московском Центральном парке культуры и отдыха…

Действительно, как бы к этому произведению не относились, но «Девушка с веслом» – это наше все. Как сталинские высотки и хрущевские пятиэтажки, машина «Жигули» и холодильник «Саратов», песня «Широка страна моя родная…» и фильм «С легким паром.».

В песне Владимира Высоцкого «На таможне» есть такие строки: «Доктор зуб высверлил. Хоть слезу мастер лил, но таможенник вынул из дупла, чуть поддев лопатою, мраморную статую – целенькую, только без весла».

А у композитора и баяниста ансамбля «Березка» В. Темнова есть, помимо прочих, куплет (Париж):

На площади Согласия

Музеи все облазил я,

Скульптурами Родена

Любовался;

«Весна», «Мыслитель», «Поцелуй» —

Слепил он множество статуй,

А Девушку с веслом –

Не догадался!..

Ироничное предложение – установить в районе Центрального парка колоссальную «Девушку», как символ социалистического реализма и жизни в СССР…

И в пику Франсуа Огюсту Рене Родену, который не смог догадаться, во всех маломальских уважающих себя городских и районных парках культуры (имени, конечно, Максима Горького), наличествовала обязательная, как минимум, скульптурная триада.

Здесь были два мужика — пограничник Карацупа со своею пограничной собакой Джульбарс и уральский Данило-мастер, стоящий на груде бутылочного стекла, которая должны были символизировать уральские самоцветы. И в дополнение к этим двум красавцам в парке, конечно же, находилась несравненная «Девушка с веслом»!

Гребенщиков Борис. «Вожди мирового пролетариата находят в руинах исчезнувшей цивилизации статую «Девушка с веслом». 1982 год

Объективности ради, следует заметить, что в парках более позднего периода, появились иные уродливые фигуры. В эту коллекцию входил дебелый Иван-дурак с могучими ногами-тумбами в перетяжках лаптей и щуплый Конек-Горбунок, похожий на карликовую собачку со стрижкой каре.

Неподалеку от них, находился доктор Айболит с окладистой бородой, в кругляше медицинской шапочки, неумолимо сцепивший сильные хирургические объятия на шее беззащитного животного кошачьей породы. Сия композиция в народе метко называлась: «Карл Маркс, отрывающий голову тигру».

Однако, вернемся к милой нашему сердцу Девушке с веслом. Ошибочно считается, что знаменитая скульптура Ивана Шадра послужила прототипом для создания дешевых гипсовых копий, которые были массово установлены в парках по всему СССР.

На самом деле в их основу была положена работа скульптора Ромуальда Иодко с тем же названием, выполненная им для парка водного стадиона «Динамо» в 1936 году. В отличии от шадровской «Девушки», скульптура Иодко одета в купальник, весло она держит в левой руке.

Годом ранее, в 1935 году, Ромуальд Иодко выполнил скульптуру «Женщина с веслом» для фонтана. Первоначально ее установили на московском стадионе «Электрик» в Черкизово. Фигура женщины опирается на левую ногу, ее правая нога поставлена на кубическую подставку, колено сильно выдвинуто вперед. На женщине одеты трусы и футболка. Эта скульптура также послужила прототипом для тиражирования.

Однако, чаще всего такого рода гипсовые копии делали со скульптуры русского советского скульптора Ивана Дмитриевича Шадра (1887—1941), автора известной работы «Булыжник — оружие пролетариата», именно его произведению выпала «честь» дать название такого рода «искусству».

Иван Дмитриевич Шадр. Что символично – он ушел из жизни в том же 1941 году, что и прототип «Девушки с веслом», Вера Волошина…

Что касается Ивана Шадра, то первоначально его биография складывалась весьма своеобразно. Начнем хотя бы с того, что его настоящая фамилия — Иванов. А свой псевдоним он выбрал в честь родного города Шадринска

Родился мастер в 1887 году в семье столяра, кроме него в семье было ещё 13 детей. В 1901-м он успешно сдал экзамен по рисунку в Художественно-промышленную школу Екатеринбурга. Через шесть лет, по её окончании, отправился странствовать по России.

Поступить в Академию художеств Шадру не удалось, пришлось подрабатывать уличным пением в Санкт-Петербурге. В 1910-м он уехал в Париж, где брал уроки у великого Огюста Родена на муниципальных курсах скульптуры и рисования. В 1911 году парижские учителя отправили Ивана на стажировку в Рим в Институт изящных искусств.

Скульптура Ивана Дмитриевича Шадра «Булыжник – оружие пролетариата».

Вернувшись в Россию, гражданскую войну мастер пережил в Омске. Здесь выпускники Сибирского кадетского корпуса за восемнадцать тысяч рублей заказали ему памятник генералу Корнилову. Потом сам Колчак приказал скульптору изготовить монумент в честь освобождения Сибири и… разработать эскизы денежных знаков серии «Возрождение России».

Однако все проекты остались нереализованными. Красные освободили Омск, а Шадр оказался в подвале ВЧК. Его должны были расстрелять как пособника белогвардейцев. Однако, Сибирскому революционному комитету вдруг внезапно понадобился мемориал жертвам белого террора. Художника быстро приговорили к расстрелу условно и заставили работать.

После того, как Шадр изготовил памятник Марксу с рельефами Карла Либкнехта и Розы Люксембург, заблудшего скульптора простили окончательно. В 1922 году поседевший от всех этих переживаний ваятель, вернулся в Москву, где получил от ВХУТЕМАСа просторную мастерскую на Масловке.

В историю Шадр вошёл благодаря сразу нескольким творениям. Во-первых, он автор так называемых денежных мужиков. Фигуры рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля были созданы по заказу Гознака для воспроизведения на банкнотах. Их можно увидеть, к примеру, на купюрах 15 тысяч и 25 тысяч рублей, эмиссии 1923 года, а также на «советской конвертируемой валюте» — советских червонцах.

В 1927-м Шадр создал статую «Булыжник» в стиле Родена, которую почти сразу признали классическим произведением и переименовали в «Булыжник — оружие пролетариата». Его бронзовая версия установлена на площади Краснопресненская Застава в Москве.

Наверное, только узкие специалисты знают – кто из натурщиков стал прототипом скульптуры «Булыжник…». А вот что касается «Девушки с веслом», то сегодня ее знает весь мир. Ею стала легкоатлетка Вера Волошина.

Вера Волошина – студентка, спортсменка, комсомолка – прообраз символа советской эпохи…

Вера Даниловна Волошина родилась в 1919 году, в городе Кемерово, в семье шахтёра и учительницы. С первых классов школы занималась спортом: гимнастикой и лёгкой атлетикой. В старших классах выиграла чемпионат города по прыжкам в высоту.

Её одноклассником и близким другом был Юрий Двужильный. Переехав в Москву по окончании десяти классов, Вера поступила в Московский институт физической культуры и спорта. Параллельно с институтом она записалась в московский аэроклуб, где освоила пилотирование самолётом И-153 «Чайка» и занялась прыжками с парашютом.

Кроме этого, она всерьёз увлеклась стрельбой, рисованием и поэзией. Ещё перед войной Юрий Двужильный сделал предложение Вере Волошиной, но пожениться они не успели. Помешала война.

Плакат 1938 года. Наверняка, студентка Московского института физкультуры Вера Волошина, принимала участие в спортивных парадах на Красной площади, перед взором товарища Сталина…

Вот, где-то там, в институте физкультуры, Иван Шадр и нашел Веру, как прототип знаменитой «Девушки с веслом». Художник с большим энтузиазмом работал над этой скульптурой. Строго говоря, «Булыжник» все-таки олицетворял прошлое – вчерашнюю революцию. А «Девушка», над которой он работал, была вся обращена в будущее, символизируя новое прекрасное время и недалекий уже коммунизм, в котором счастливо будут жить все советские люди.

Лишь только натурщица Вера этого не понимала и очень стеснялась позировать художнику в обнаженном виде. Поэтому, чтобы ее приободрить, на сеансах присутствовала жена художника.

Иван Дмитриевич Шадр в своей творческой мастерской работает над знаменитой скульптурой «Девушка с веслом» …

Статуя для Центрального парка культуры и отдыха, изображала обнаженную девушку во весь рост, с веслом в правой руке. Она была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 году.

Однако, как сказала в газете первый директор Парка Бетти Глан, «в соответствии с критикой и замечаниями посетителей парка», скульптура была признана слишком физиологичной и мужиковатой.

Поэтому ее сослали в город Луганск, с глаз долой из сердца вон. А уж в этом городе, который подвергся участи быть четырежды переименованным, следы этого произведения теряются.

А почему четырежды? Дело в том, что в 1935 году в честь героя гражданской войны Климента Ворошилова, Луганск переименовывают в Ворошиловград.

Однако, уже после войны Хрущев обвинил Ворошилова в том, что он принял участие в так называемой антипартийной группе. Это послужило причиной возвращения городу в 1958 году исторического названия – Луганск. Однако время шло и в 1969 году Ворошилов умирает. В целях увековечивания его памяти вновь принимается в 1970 году решение о переименовании города в Ворошиловград. Спустя двадцать лет, в 1990 году городу было возвращено его первоначальное название – Луганск.

Еще одна фотография счастливой жизни в СССР, на фоне знаменитой «Девушки с веслом».

Однако, вернемся к девушке с веслом. Почему же так печально получилось? Ведь сам оригинал не дает никакого повода для иронии — это одно из лучших произведений скульптора, который посвятил этой работе немало сил и времени. Голову лепил три месяца, столько же времени работал над фигурой.

А эта ироничная мозаика на тему «Девушка и военный». Возвышенная романтика и суровая действительность…

Вот установил бы Иван Шадр свое детище в залах одного из музеев, возможно, оно до настоящего времени радовало нас. Однако Мастер посчитал иначе. Он поступил так в соответствии со своим творческим кредо, будучи убежденным в том, что скульптура должны выйти из закрытых «хранилищ прекрасного» непосредственно к зрителям, стать частью их повседневной жизни.

«Скульптура должна не экспонироваться — жить!» — говорил Иван Шадр. Таким образом, выпустив статую из музейного интерьера в многолюдный парк, художник тем самым обрек ее на гибель.

А здесь уже нет иронии, хотя тема та же – «Девушка и военный». Вероятно, уже началась война, разбит пьедестал и нет весла. И сам снимок вызывает ощущение тревоги и отчаяния…

Новую «Девушку с веслом» установили в центре фонтана на главной магистрали парка имени Горького. А через несколько лет прошла череда трагических событий. И, несмотря на торжество марксистко-ленинского учения, финал этой истории отдает какой то обреченностью и зловещим мистицизмом.

Все дело в том, что великий художник Иван Шварц, его знаменитая скульптура и ее прообраз – натурщица Вера Волошина уходят из жизни, именно в зловещем 1941 году.

Вначале, в апреле этого года умирает Иван Шварц. Затем начинается война и осенью 1941 года, когда уже появились артобстрелы и бомбардировки Москвы, замечательная статуя была разрушена артиллерийским снарядом.

Нашей «Девушке с веслом» в Саду Евгения и Валентины, при такой погоде, пожалуй, холодновато. Однако, уже скоро весна, и она вновь, окажется в своей стихии…

Сразу после начала войны Вера Волошина была мобилизована на рытье окопов и противотанковых рвов на подступах к Москве. В октябре добровольно вступила в ряды Красной Армии и была зачислена в войсковую часть № 9903 разведотдела штаба Западного фронта для работы в тылу врага.

На своё первое задание Вера ушла 21 октября 1941 в район подмосковной станции Завидово. После этого у неё было ещё шесть удачных засылок в тыл к немцам.

Герой Российской Федерации Вера Волошина…

В ноябре 1941 года в войсковую часть № 9903 поступило пополнение. Среди прибывших была вчерашняя школьница Зоя Космодемьянская. Зоя поначалу держалась в коллективе несколько обособлено, но Вера вскоре смогла найти к ней подход, и девушки подружились. На свое последнее задание они уходили вместе.

Зою и Веру повесили в один день, но в разных деревнях. Между ними было всего лишь несколько километров…

Да и судьба Вериного друга — Юрия Михайловича Двужильного сложилась не менее трагично. Он погиб в июне 1944 года в боях за деревню Хорошки, Могилевской области. За мужество и героизм капитану Двужильному было присвоено звание Героя Советского Союза.

И, если о подруге Веры — Зое Космодемьянской знал весь Советский Союз, то судьба натурщицы Волошиной долгие десятилетия была сокрыта печатью забвения. И только 06 мая 1994 года, Указом Президента РФ № 894 «за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» бывшей разведчице штаба Западного фронта Волошиной Вере Даниловне посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Одна из многочисленных вариаций, на тему «Девушка с веслом» …

Однако, к этому времени Советский Союз, ярким представителем которого, была Вера, уже распался. И многочисленные гипсовые копии, в сотнях парков имени Максима Горького, напоминавшие о жившей, когда-то на свете красавице, спортсменке и комсомолке, начали медленно и неуклонно разрушаться. И все это очень печально, поскольку мы не смогли сохранить определенный знаковый пласт нашей отечественной культуры.

Проходят годы, сменяются поколения, и все отчетливее приходит понимание того, что «Девушка с веслом» является одним из ярчайших символов той существовавшей эпохи, которая на протяжении семидесяти лет называлась Союз Советских Социалистических Республик…

Вот такая романтическая, и в тоже время печальная история. Однако, как бы то не было, благодаря «Девушке», мы перекинули мосточек в минувший двадцатый век, откуда мы родом. И наш Сад, благодаря поселившейся в нем комсомолке, приобрел пафос марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма.

Да и если кто-то будет пенять нам на советскость нашего Сада, мы лишь молча будем показывать на «Девушку», прикрывая ею все наши огрехи в части слабого понимания тонкостей и особенностей классического садового дизайна.

Вместе с тем, установив «Девушку», мы интуитивно чувствовали, что нашему Саду, требовался еще какой-то противовес. Мы испытывали смутное томление, дабы превратить существующую триаду («Лысая» гора, Ангел-хранитель и «Девушка с веслом») в некую квадригу, дабы создать определенную систему сдержек и противовесов.

Как это удалось достичь, мы расскажем в десятой главе нашей книги, которая называется «Страница о мудрости».

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.