Книга

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

Ангельская страница

Друг милый, ангел мой! Сокроемся туда,

Где волны кроткие Тавриду омывают…   

Константин Батюшков

Из предшествующей главы, вам уже стало ясно, насколько глубоко влияние Лысой горы на окружающее пространство. Тут тебе и местные ведьмы, без соответствующего досмотра, паспортного и таможенного контроля, летающие на подручных средствах. Здесь и полупьяный Хома Брут, постоянно ищущий приключений в первомайскую ночь.

Не слишком ли много всяческой чертовщины творится вокруг? А как же чинность, благолепие и спокойствие, которые также должны присутствовать в нашем Саду?

Исходя из этого, напрашивался вывод о том, что необходим, какой-то противовес. Следовало добиться разумного баланса сил. И если Лысая гора возникла естественным путем и существовала изначально, то следовало уже искусственным путем противопоставить ей нечто эдакое, дабы привести систему в философское равновесие.

Но что, же это может быть? И после долгих раздумий, мы пришли к выводу, что нужен Ангел. Нужен субъект, который своим присутствием стабилизировал бы ситуацию и направлял на путь истинный всю эту неорганизованную мистическую братию, призывая их к приличному поведению.

Вуэ Симон. «Сатурн, побежденный Амуром, Венерой и Надеждой». 1645 год.

Мы знали, что в классической живописи широко популярен сюжет, где «хорошие» богини Венера и Надежда, с помощью группы ангелов побеждают «плохого» Сатурна.

Там уж ангелы действуют – кто во что горазд! И даже маленький Амурчик энергично треплет за волосы поверженного пожилого человека. В принципе, сюжет, где молодые, кровь с молоком, девахи, измываются над стариком, достойно уголовного преследования, по статье «хулиганство».

Однако, поверим на слово и будем надеяться, что ангелы все же действуют на стороне добра!

Поэтому, нужен был Ангел – борец за справедливость, который бы эффективно противостоял всей этой своре, представляющую партию Лысой горы!

А здесь добрый ангел решил развлечь Святое семейство на их пути (картина Караваджо Микеланджело «Отдых на пути в Египет», 1596 года) …

Одновременно, у нас появлялся бы свой родненький Ангел-хранитель, который бы защищал нас и наш Сад. А если у него хватит сил, то, возможно, он возьмет под свою опеку и всю округу, дабы в нашей станичке, происходило как можно меньше неприятных событий.

Установив Ангела, мы решили бы не только задачу сдерживания разнузданной оккультной публики, но и приобрели бы покровителя философской мысли, которая, как мы надеялись, присуща нашему саду.

И это необходимо, поскольку, многие ученые, не исповедовавшие марксизм-ленинизм, зачастую в своих гипотезах допускали ангелов, как недостающую деталь в системе своих утверждений. Тот же великий Исаак Ньютон, при написании «Математических начал натуральной философии», не мог понять, как гравитационная сила, которую он открыл, передается от тела к телу.

Наш добрый ангел на фоне осеннего буйства красок…

В этих целях, Ньютону потребовались длительные размышления о природе ангелов. Поскольку в возможность действия на расстоянии, он не верил, ему понадобился передатчик, мгновенно действующий и нематериальный. Ученый пытается выяснить, что может быть таким передатчиком.

Оказалось, что для такой роли подходит лишь ангел, как его понимает христианство. И Ньютон штудировал богословские труды, изучал сотни страниц в трактатах, описывающих такую, малоизвестную ныне дисциплину, как с «ангелология».

И под пером великого английского ученого, ангелы мало-помалу теряют крылья и превращаются в силы, связующие звезды и планеты. Так что на самом деле эти ньютоновские вестники Божии до сих пор незаметно присутствуют в наших физических законах.

Серебристый купол из самой обыкновенной осины, который служит постаментом нашему доброму ангелу…

Итак, Саду необходим Ангел, ибо без него как-то не выстраивается вся система мироздания и окружающего пространства! Принятие этого решения, совпало с окончанием строительства беседки, которую мы назвали «Тургеневской». Выдержанная в классическом стиле, она весьма удачно вписалась в панораму нашего Сада.

Купол беседки мы сделали деревянным – из самой обычной осины. Хотя, у неспециалиста, даже само упоминание этого дерева вызывает чувство отторжения и даже страх.

А все потому, что ассоциативно в народе осину называют «деревом Иуды», а еще что осиновый кол – верное средство против вампиров. Правда, насчет осины, на которой якобы повесился Иуда, есть серьезные сомнения.

За исключением Вальпургиевой ночи, внимательно присмотревшись в ночное небо над станицей Пятигорской, вы увидете примерно такой сюжет [1]
Ведь в Палестине это дерево не растет, и дрожь осиновых листьев на ветру вызвана не ужасом перед памятью о предателе, а особым строением листьев.

И самое главное, осина – превосходнейший строительный материал! На Руси, где в лесах преобладала сосна, предпочитали строить дома из осины, так как ее древесина практически не поддается червоточине. Древесина осины в сухом состоянии обладает высокой упругостью и по этому показателю превосходит не только хвойные породы – сосну, ель, лиственницу, но и лиственные – дуб, ясень, граб и тополь.

Вечереет. И наш добрый ангел зорко вглядывается в даль, охраняя сад Евгения и Валентины…

Балки и стропила из осины прогибаются гораздо меньше, чем, например, дубовые, и при этом значительно легче. Осиновые доски отличаются белизной, поэтому строители охотно используют их для настилки полов и потолков. Осиновая древесина при контакте с водой после высыхания не разрушается, а становится еще прочней, поэтому в России она традиционно применялась для изготовления драни на крыши, труб водопроводов и для отделки погребов и строительства бань.

Ведь сегодня мало кто знает, что в Древней Руси, именно из этого дерева делали купола Храмов. Особенностью этого дерева является то, что со временем, оно становится все прочнее, а его цвет – все более серебристым.

Говорят, что, когда орды Чингисхана впервые увидели русский город в лучах утреннего солнца, они посчитали, что материалом куполов является чистое серебро. Они ошибались – это светилась десятилетиями выдержанная осина!

Мы рассматривали возможность, дать в руки нашего ангела венок (как на картине Виже-Лебрен Элизабет Луиз «Аллегория принца»). Однако, все-таки, остановились на книге…

Таким образом, по материалу купола у нас не было никаких сомнений. А вот чем увенчать этот прекрасный купол? Шар, шпиль, кораблик, солнышко? Скудость нашей фантазии приводила нас в уныние.

И лишь после посещения Санкт-Петербурга пришло озарение. На куполе тургеневской беседки следует водрузить ангела, и тогда все встанет на свои места! Главное — будут решены, как архитектурные, так и мировоззренческие вопросы, характеризующие ауру нашего Сада. На том и порешили.

Изготовить ангела взялся местный художник, талантливый резчик по дереву, Борис Викторович Сухин. Уж он-то обладал божьей или ангельской (кому как угодно) искрой, данной ему от рождения. Художник он замечательный!

Наш добрый ангел в условиях благодатного кубанского лета…

Как выглядит это бесполое существо с крыльями, Борис прекрасно знал и без нас. Единственный вопрос, заданный нам, как заказчикам, поверг нас в смятение. Звучал он так – что должен держать Ангел в руках? А действительно что?

Поскольку в ангеловедении мы были не так сильны, как Ньютон, то пришлось провести небольшое исследование в несвойственной нам сфере. Вспомнили, великого Станислава Лема, который пародируя математиков, писал, что ангелы бывают нулевыми, мнимыми и отрицательными. Все три типа не существуют, «но каждый, на свой манер».

Мы узнали, что русская православная церковь как-то и не особо приветствует этих самых ангелов. Судите сами. Если в странах Западной Европы вы зайдете в храм, то первое, что бросится в глаза, это обилие ангелов. Ангелы на витражах и картинах, на иконах и в скульптурном изображении. А вот отечественная церковь почему-то отстраняется от них, в православном храме их почти и не увидишь.

Наш добрый ангел в предверьи наступления очередного Нового года…

Редким исключением по части ангелов является Исаакиевский собор – ими украшен весь купол. Но Санкт-Петербург всегда стоял особняком от остальной России – европейский город, волею Петра, имплантированный в патриархальное государство.

Да ведь и не только Исаакиевский собор славен ангелами! Знаменитый шпиль Петропавловского собора ведь тоже увенчан ангелом! Петр строил свою столицу как корабль. А что за корабль без грот-мачты?

Проект ангела предложил царю, архитектор Трезини. В 1722 году, он писал в Канцелярию городовых дел: «надлежит ныне делать из листовой меди АНГЕЛА ЛЕТАЮЩЕГО, который будет поставлен на кугель шпица…который будет держать в руках крест».[2]

Рыжая февральская триада в Саду Евгения и Валентины: рыжий китайский мискантус, рыжий Ангел-хранитель и рыжий кот Кузен (в просторечии – Кузя). И все они – ангелы, растения и коты, с нетерпением ждут красавицу Весну…

Ангел Трезини летел параллельно земле, и казалось, что он только прикасается к прямому, суровому кресту. Таким его и увидел сам Петр Великий в конце 1724 года.

Ангел пережил и тревожные времена. В 1938 году «трудящиеся массы» обратились с предложением «снять со шпиля Петропавловской крепости ангела с крестом и увенчать шпиль пламенной звездой, по типу звезд, венчающие башни Кремля в Москве. Призыв трудящихся был подхвачен в Москве, а отдел охраны памятников Ленинграда быстро изготовил модель звезды.

Но, по каким, то техническим причинам, кощунство не совершилось, как не был сброшен и Ангел Александрийского столпа, на чье место претендовала статуя вождя мирового пролетариата.

Как видите, иногда и ангелам бывает несладко.

Рафаэль Санти. Моисей и неопалимая Купина. 1515 год.

Однако продолжим наши размышления по поводу влияния ангельской сущности на земные дела. И хотя ангелы на русских иконах встречаются редко, их существует больше дюжины. Как правило, неотъемлемой частью этой божественной компании, является также растение, называемое неопалимой купиной. О его значении мы расскажем позже.

В зависимости от своего божественного предназначения, ангелы держат разные вещи. Гораздо чаще других встречаются архангелы Михаил и Гавриил.

Первый держит в своей руке меч, а второй фонарь – символ божественного озарения. Ангела с мечом нам не хотелось устанавливать по определению. До сих пор земля наша выталкивает из себя орудия войны.

Никола Фроман. Триптих: «Неопалимая купина» Авиньон. 1476 год.

Что касается фигуры с фонарем, то она могла вызвать ненужные ассоциации с древнегреческим философом Диогеном, который средь бела дня бродил с этим предметом, говоря: «Ищу человека».

В процессе постижения духовной материи, мы узнали, что еще существует ангел, которого зовут Уриила. Он держит в руках огонь – символ божественной премудрости.

Однако, ангел с факелом в руке, стоящий на деревянной крыше, выглядит весьма тревожно. Да и местные пожарники могли бы не понять таких духовных изысков.

Во всем этом ангельском соборе была отдельная группа, отвечающая за природные стихии. Так, ангелы, держащие облака и радугу, несли ответственность за дождь и хорошую погоду. Те, в чьих руках были кузнечные меха и труба, ведали молниями и ветрами.

Все эти предметы вызывали уважение, однако слабо укладывались в наше понимание ангельской сущности. Также, мы по определенным причинам отклонили ангелов, владеющих предметами религиозного культа – кадилом и чашей для причастия.

Владимир Любаров. «Ангел-хранитель».

Круг нашего выбора стремительно сокращался! Мы стали рассматривать «ботанический вариант». Дело в том, что все ангелы тесно связаны с так называемой неопалимой купиной.

Про это растение сложены стихи и предания, и самое древнее из них – библейское, повествующее о том, как однажды Моисею, который пас овец на скудных пастбищах возле горы Синай, на пути встретился куст, который на его глазах вдруг вспыхнул ярким пламенем. Подойдя к полыхающему кусту, Моисей увидел в огне образ бога Саваофа, который призвал его собрать народ израильский и увести его из Египта на Землю Обетованную. После этого пламя погасло, но куст оказался целым и невредимым.

Что же это за растение и существует ли оно в природе? Ботаники, переводя с библейского на биологический, с уверенностью утверждают, что речь идет о растении, называемым ясенец, он же волкана, он же «неопалимая купина» из семейства Рутовых. И хотя он, согласно преданию, назывался терновым, однако принято считать, что Моисею встретился ясенец, ареал распространения некоторых видов которого, захватывает описываемые библейские места.

Кутявина Марина. «Ангел-хранитель». Не правда ли – похоже на нашу станичку…

Особенность этих растений вспыхивать от малейшей искры объясняется выделением из них в жаркую погоду большого количества эфирных масел. Наиболее активно этот процесс происходит после окончания цветения.

От быстрого воспламенения паров само растение, как правило, не повреждается. А резкий аромат, несколько напоминающий лимонный, который окутывает весь кустик ясенца, служит своеобразным предупреждением тем, кто намерен подойти слишком близко.

Это растение весьма декоративно, однако достаточно редко встречается в наших садах. Одной из причин столь редкой распространенности, является то обстоятельство, что ясенец очень опасен.

К этому растению ни в коем случае нельзя прикасаться и даже его нюхать. Особенно опасны цветки и коробочки с семенами. В момент прикосновения человек ничего не чувствует, но потом, примерно через сутки, возникает явления ожога с образованием пузырей. Через некоторое время волдыри лопаются, открывая обнаженное мясо. Ожоги со временем заживут, но бесследно не исчезнут, оставляя малоэстетичные рубцы и шрамы.

Мартынчук Василий. «Ангел-хранитель». Мы бы осмелились дать другое название: «Ангел-хранитель станицы Пятигорской» …

Такая агрессивность ясенца вызвана тем, что его эфирное масло содержит так называемые фитокумарины, вызывающие все вышеизложенные неприятности. Любопытно и то, что ясенец жесток к окружающим лишь только в солнечную погоду, а в пасмурный день он абсолютно безвреден.

Неопалимой купине посвящено много произведений искусства. В качестве примера приведем пронзительные стихи «Неопалимая Купина» русского поэта Максимилиана Александровича Волошина, написанные 28 мая 1919 года в Коктебеле:

Кто ты, Россия? Мираж? Наваждение?

Была ли ты? Есть или нет?

Омут… Стремнина… Головокруженье…

Бездна… Безумие… Бред…

Все неразумно, необычайно:

Взмахи побед и разрух…

Мысль замирает пред вещею тайной

И ужасается дух.

Каждый, коснувшийся дерзкой рукою, —

Молнией поражен:

Карл под Полтавой, ужален Москвою

Падает Наполеон.

Помню квадратные спины и плечи

Грузных германских солдат –

Год… и в Германии русское вече:

Красные флаги кипят.

Кто там? Французы? Не суйся, товарищ,

В русскую водоверть!

Не прикасайся до наших пожарищ!

Прикосновение – смерть.

Реки вздувают безмерные воды,

Стонет в равнинах метель:

Бродит в точиле, качает народы

Русский разымчивый хмель.

Мы – зараженные совестью: в каждом

Стеньке – святой Серафим,

Отданный тем же похмельям и жаждам,

Тою же волей томим.

Мы погибаем, не умирая,

Дух обнажаем до дна,

Дивное диво – горит, не сгорая,

Неопалимая Купина!

Передерий Павел. «Ангел-хранитель, пролетающий над Садом».

Как видите, крайне неоднозначное растение. Однако, исходя из благородных мотивов, конечно, можно было бы на деревянный купол водрузить нечто, напоминающее библейский куст. Только уж больно многим пришлось бы пояснять, что сие означает. Да и как бы это сочеталось с геометрическими пропорциями и архитектурным дизайном? И главное в этом случае – мы уходили от образа столь необходимого нам Ангела.

Круг поиска продолжал сужаться. В конечном счете, мы остановились на ангеле, держащем в руках книгу. Книгу божественной истины! Причем этот ангел был настолько толерантен, что не делал особой разницы между грешниками и праведниками. Ведь он на протяжении многих веков достаточно объективно вел свои записи в книге судеб.

К книге, как таковой, у нас было благоговейное отношение. Наша семейная библиотека собиралась уже около шестидесяти лет и насчитывала более пяти тысяч томов. А мудрый Ангел-хранитель в качестве внештатный архивариуса был бы кстати.

Три светлых ангела стояли над душой. Один сказал: «Она живёт беспечно!» «И редко молится!» — тут поддержал второй. «Зато полна любви и человечна!» — ответил, улыбнувшись третий. И Бог, ответ лишь третьего, заметил.

Поэтому решение было выстраданным и окончательным – ангел должен быть с книгой, символизируя мудрость и разумное построение окружающего пространства.

Да и на всяких домовых, леших и русалок он будет оказывать умиротворяющее воздействие, ограждая их от совершения излишне разнузданных поступков. Все должно твориться в меру, даже в Вальпургиеву ночь, без особого на то мистического экстремизма.

Так и был установлен баланс мистического и святого. Казалось бы, все хорошо. И, в тоже время, присутствовало какое-то томление. А как же наша врожденная советскость, о которой немало написано в третьей главе нашей книги? Ведь, как не крути, наш адрес – Советский Союз!

Ангел-хранитель у нас есть не только в Саду. Эта картина называется «Рождество» и принадлежит кисти талантливого художника Геннадия Кузькина…

Да и нашу благоприобретенную атеистическую сущность, тоже никуда не выбросишь. Исходя из этого, мы решили, что нужна классическая, на сто процентов – советская, девушка с веслом!

Насколько это удалось воплотить в жизнь, мы расскажем в девятой главе нашей книги, которая называется «Дитя советского сада».

 

[1] Картина Феррари Гауденцио. Музицирующие ангелы. Около 1540 года.

[2] Анисимов Е. Чтобы чаще Господь замечал. Родина. 2003. № 1.С. 42

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.