ГЛАВА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ

Семейство шестнадцатое – Гречишные,или спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство…

Щегол сварил щавелевые щи,

                                          И лучше тех щей ничего не ищи:

                                          Щавель собирал он в березовой пуще,

                                          Добавил картошки, что б были погуще,

                                          Щепотку петрушки, щепотку лучка

                                          Варил по часам, до второго щелчка.

                                          И клювом защелкав, пропел, наконец:

                                          Еще я не повар, но все ж – молодец!

                                                                           Ольга Цветикова

На протяжении многих лет, мы практически не задумывались о семействе Гречишные. Достаточно сказать, что мы даже не включили это семейство в книгу о растениях, изданную нами в 2013 году.

Действительно, описывать невзрачный щавель в книге о благородных цветах, нам как-то не хотелось. Время шло, наш сад развивался. А когда у нас в Саду появился Горец, мы осознали, что семейство Гречишные уже стало полноправным участником нашего сообщества растений.

Итак, семейство Гречишные, оно же — Гречиховые, оно же – Спорышевые – принадлежит к порядку Гвоздичноцветные. Семейство содержит 56 родов и 1266 видов. Сюда преимущественно относятся многолетние травы, хотя имеется и несколько древовидных, и кустарниковых.

Растениям семейства присуще наличие дубильных веществ. Среди гречишных есть съедобные растения. Широко известна крупяная культура — гречиха посевная. Плоды гречихи дают крупу — высококалорийный продукт, который содержит ценные для организма человека белки, углеводы, жиры, органические кислоты и витамины.

Конечно, данное семейство является знаковым для нашей страны. Уже давно гречневая каша стала таким же символом России, как и водка, матрешки, и разгуливающие по городам и весям медведи, держащие в своих лапах расписные гармошки.

С чисто исторической точки зрения гречка – истинно русская национальная каша, наше второе по значению национальное блюдо: «Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной», «Щи да каша – пища наша». «Каша – мать наша».

Все эти поговорки известны с весьма давних времён. Когда в контексте русских былин, песен, сказаний, притч, сказок, пословиц и поговорок и даже в самих летописях встречается слово «каша», то это всегда означает именно гречневую кашу, а не какую-нибудь иную.

Словом, гречиха – не просто пищевой продукт, а своего рода символ национального русского своеобразия, ибо в ней соединились те качества, которые всегда привлекали русский народ и которые он считал своими национальными: простота в приготовлении (налил воды, вскипятил не мешая), ясность в пропорциях (одна часть крупы на две части воды), доступность (гречка всегда была в России в избытке) и дешевизна (вдвое дешевле пшеницы). Что же касается сытности и отменного вкуса гречневой каши, то они – общепризнаны и также вошли в поговорки.

Ботаническая родина гречихи – наша страна, а точнее – Южная Сибирь, Алтай, Горная Шория. Отсюда, из предгорий Алтая, гречиху занесли на Урал урало-алтайские племена во время переселения народов. Поэтому европейское Предуралье, Волго-Камский регион, где гречиха временно осела и стала распространяться в течение всего первого тысячелетия нашей эры и почти два-три столетия второго тысячелетия как особая местная культура, стали второй родиной гречихи, опять-таки на нашей территории.

И наконец, после начала второго тысячелетия гречиха обретает свою третью родину, переходя в районы чисто славянского расселения и становясь одной из основных национальных каш и, следовательно, национальным блюдом русского народа (две черные национальные каши – ржаная и гречневая). Таким образом, на огромном пространстве именно нашей страны развертывалась в течение двух и даже двух с половиной тысячелетий вся история развития гречихи и находятся три её родины – ботаническая, историческая и национально-экономическая.

Только после того как гречиха глубоко укоренилась в нашей стране, она стала, начиная с XV века, распространяться и в Западной Европе, а затем и в остальном мире, где складывается впечатление, что это растение и этот продукт пришёл с Востока, хотя разные народы определяют этот «восток» по-разному.

В Греции и Италии гречиху называли «турецким зерном», во Франции и Бельгии, Испании и Португалии – сарацинским или арабским, в Германии считали «языческим». В России эту крупу назвали «греческой», поскольку первоначально – в Киевской и Владимирской Руси, гречиху возделывали при монастырях преимущественно греческие монахи, люди более сведущие в агрономии, и которые определяли названия культур.

Когда же во второй половине XVIII века Карл Линней дал гречихе латинское название «фагопирум» – «буковоподобный орешек», ибо по форме семян, зёрен гречиха напоминала орешки букового дерева, то во многих германоязычных странах – Германии, Голландии, Швеции, Норвегии, Дании – гречиху стали называть «буковой пшеницей».

При всем уважении к гречихе, в жарком Краснодарском крае ее никто не выращивает. Зато не один кубанский огород не обходится без славного представителя Гречишных – кисленького щавля. Ведь без него трудно приготовить знаменитый весенний зеленый кубанский борщ!

Владимир Иванович Даль указывает, что в России, помимо названия «щавель», встречается множество других русских наименований: «кислица», «кисличка», «кисленица», «кислинка», «кислушка», «кислятка», «киследь» и другие, которыми может обозначатся один и тот же вид — Щавель кислый.

Следует помнить и то, что в Центральной России, день 16 мая по новому стилю, зовут в народе Мавра – Зеленые Щи». Сама мученица Мавра, пострадавшая за веру много веков назад, к щам прямого отношения не имела. Но именно в те дни, в тех краях, в скудные времена, начинали варить зеленые пустые щи. Пустые, потому что без мяса. Зеленые, потому что заготовленная на зиму квашенная капуста уже подошла к концу, зато подножная зелень достигла подходящей спелости: лебеда, сныть, крапива, ну и, конечно, щавель.

Щавель невзрачен и неказист. Однако, это растение присутствует на любом кубанском огороде, равно как и в Саду Евгения и Валентины…

Издавна известны лечебные свойства щавля. Русские врачи лечили им туберкулез и ревматизм. Главная кислота этого растения, которая так и называется – щавелевая, содержится в листьях щавеля в довольно большом количестве. Точнее, даже не сама кислота, а ее соль – оксалат калия.

А все-таки, как правильно? ЩАвель или щавЕль?

Вариант щАвель, который часто можно услышать от соседей, родственников и продавцов, не допускается ни одним словарем. Это вам не пара твОрог – творОг. Где можно, слава Богу, и так и сяк. Тут все точно. Определенно.

                    Приближается апрель –

                    Дай сорву-ка я щавЕль!

                    Открывай, мой друг, портфель

                    И вытаскивай щавЕль!

                    Ты зачем опять в кисель

                     Кинул кисленький щавЕль?

Вот так вот!

Еще один взгляд на щавель, растущий в огороде, Сада Евгения и Валентины…

А теперь о растении горец. Оно имеет разнообразный облик: представлен в виде травы или лианы. Где только и в каком только облике его не встретишь — от хорошо знакомой всем травки-муравки на деревенской улице до трехметровых зарослей сахалинской гречихи, от скромного обитателя озер и болот, горца земноводного, до так называемой «бальджуанской гречихи» — 15-тиметровой лианы, буйно оплетающей изгороди, здания и соседние деревья.

Майская фотография растения Горец…

Утверждают, что в цветоводстве используется около 20 видов горцев. А для оформления береговой зоны водоемов наиболее подходят горец земноводный и дважды скрученный.

В наших условиях отлично прижились такие виды, как горец родственный (Polygonum affine), невысокое почвопокровное растение родом из Непала, и горец дважды скрученный (Polygonum bistorta). В последние годы к ним присоединились новые, ранее незнакомые нам виды — из Японии, Китая, Гималаев и Дальнего Востока. Они также оказались довольно неприхотливыми и успешно растут на нашей российской земле.

Вот он, красавец – горец, во всем своем великолепии, в Саду Евгения и Валентины, в третьей декаде июня месяца…

Этим замечательным растениям найдется место в любом саду — они могут выступать и в композициях, и в качестве солитеров. Горцы хорошо переносят обрезку, сохраняют декоративность в течение всего сезона.

Многообразие горцев позволяет использовать эти растения на небольших участках и обширной территории для маскировки стен, хозяйственных построек, украшения беседок.

В диком виде горцы встречаются на Дальнем Востоке, в Китае, Гималаях, Японии, Непале, некоторые разновидности обитают практически по всему земному шару.

Горец особенно хорош при групповых посадках. Вот как он «обрамил» дорожку, опоясывающую декоративный водоем в Саду Евгения и Валентины…

Некоторые виды горцев настолько красивы, что стали окультуренными. Голландские селекционеры, использовав способность растения к видоизменению, вывели новые сорта, сохранившие выносливость дикого предка и приобретшие декоративные качества. Все разновидности обитают в открытом грунте, только отдельные экземпляры пригодны для комнатного разведения.

Июль – 2018 года. Горец (слева) примыкает к дорожке, опоясывающую декоративный водоем в Саду Евгения и Валентины…

Растения выносливы настолько, что практически не требуют ухода, не подвержены нападению вредителей и болезням. Для полноценного развития и сохранения декоративного вида им нужна плодородная влажная почва, достаточное пространство для роста, прямое солнце.

Мы думаем, что наше постижение прекрасного горца лишь только начинается, и впереди нас ждут новые удивительные открытия.

А теперь вновь вернемся в годы нашего детства. Как мы уже писали, до 1956 года, когда состоялся двадцатый съезд, авторитет Сталина еще по инерции находился на высоком уровне.

А это уже июнь 2019 года. Горец (слева) стал более статным и изящным…

Поэтому, плакаты с изображением Сталина, лозунги с его цитатами, в стране применялись еще достаточно широко. Это лишь с конца 1961 года, после XXII съезда КПСС, стали сносить памятники Сталину и повсеместно выбрасывать его бюсты.

Уже на излете той эпохи, мы были маленькими свидетелями явления, которое можно озаглавить, как — «Спасибо великому Сталину за наше счастливое детство!».

Ведь мы жили в самой лучшей стране земного шара! Это там, где-то далеко расисты линчевали бедных негров. Где-то далеко, голодные дети рылись в мусорных баках, дабы найти корочку хлеба. А у нас все было замечательно!

Один из популярнейших советских плакатов времен нашего детства…

Наши родители строили самое лучшее на земле общество, которое называлось коммунизм. И за все это, мы, дети, должны были благодарить самого лучшего друга детей – Иосифа Виссарионовича Сталина!

Плакатов на тему «Сталин и дети» было множество. Они сопровождали нас не только в школе и детских садах. Они сопровождали нас в парках и на стадионах, в кинотеатрах и на вокзалах, в магазинах и на почте.

Еще одна вариация на ту же тему…

Нехитрая суть этих бесчисленных плакатов и воззваний, была предельно ясна — весь мир живет гораздо хуже нас! И только нам, советским детям, выпало счастье жить в самой счастливой стране, под руководством гения всех времен и народов товарища Сталина.

Мы отчетливо помним, как какая-либо школьная пионервожатая, начав отчитывать разгильдяя Сидорова говорила: «Как ты мог это сделать, в то время, когда бедные дети в странах капитала, в поисках корочки хлеба роятся в мусорных баках…».

И мы свято верили тому, что она говорила! Да и эта девочка – вожатая, тоже была убеждена в искренности своих слов.

Ведь она же своими глазами читала очерк великого пролетарского писателя Максима Горького «Город желтого дьявола», где приводится мрачное описание детства в ужасной и страшной Америке:

Плакат «Озаряет Сталинская ласка будущее нашей детворы» …

«Внизу, под железной сетью «воздушной дороги», в пыли и грязи мостовых, безмолвно возятся дети, — безмолвно, хотя они смеются и кричат, как дети всего мира, — но голоса их тонут в грохоте над ними, точно капли дождя в море.

В этих улицах, набитых людьми, точно мешки крупой, дети жадно ищут в коробках с мусором, стоящих у панелей, загнившие овощи и пожирают их вместе с плесенью тут же, в едкой пыли и духоте.

Когда они находят корку загнившего хлеба, она возбуждает среди них дикую вражду; охваченные желанием проглотить ее, они дерутся, как маленькие собачонки.

Плакат 1936 года. Тема «Сталин и дети», начала усиленно эксплуатироваться именно в тридцатые годы прошлого столетия…

«Разве из этих детей вырастут здоровые, смелые, гордые люди?» — спрашиваешь себя. В ответ отовсюду скрежет, хохот, злой визг».[1]

И если вам было недостаточно аргументов, изложенных человеком, воспевшего знаменитого буревестника революции, то вы могли бы обратится к творчеству советского поэта Владимира Владимировича Маяковского. В его произведении «Мое открытие Америки», наша пионервожатая, видела следующие строки:

«Чисто на главных улицах и в местах, где живут хозяева или готовящиеся к этому.

Там, куда развозят большинство рабочих и служащих, в бедных еврейских, негритянских, итальянских кварталах – на 2-й, на 3-й авеню, между первой и тридцатой улицами – грязь почище минской. В Минске очень грязно.

Таких примитивных картин в пятидесятые годы было очень и очень много. По крайней мере так нам казалось тогда…

Стоят ящики со всевозможными отбросами, из которых нищие выбирают не совсем объеденные кости и куски. Стынут вонючие лужи и сегодняшнего и позавчерашнего дождя.

Бумага и гниль валяются по щиколотку – не образно по щиколотку, а по-настоящему, всамделишно».[2]

В тех же заметках, великий советский поэт недвусмысленно высказывается о незавидной участи несчастных негров:

«Американцем называет себя белый, который даже еврея считает чернокожим, негру не подает руки; увидев негра с белой женщиной, негра револьвером гонит домой; сам безнаказанно насилует негритянских девочек, а негра, приблизившегося к белой женщине, судит судом Линча, то есть обрывает ему руки, ноги и живого жарит на костре».[3]

Еще один сюжет на тему «Сталин и дети». Плакат 1936 года.

Этих трех вышеприведенных абзацев строгой пионервожатой вполне достаточно, чтобы чихвостить бедного шалопая Сидорова за то, что он совершенно не понимает своего счастья, родившись в такой замечательной стране. И что, он, Сидоров, совершенно лишен чувства благодарности за то, что коммунистическая партия и лично товарищ Сталин, делают для того, чтобы из балбеса Сидорова воспитать сознательного строителя коммунизма.

Этими знаменитыми цитатами пользовалась не только строгая пионервожатая. Ими всякий раз не пренебрегали и школьная учительница, и завуч, и директор школы.

Кроме бесчисленных плакатов, особо популярным было в наше время, изображение товарища Сталина с девочкой-буряткой. Причем, это изображение имело, вполне реальную, фактическую основу, поскольку на нем изображена семилетняя Геля Маркизова из Улан-Удэ. Ради истины уточним то, что полное имя девочки было – Энгельсина. Вот какие у нее были идейные родители!

Умилительный парный портрет с девизом «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» печатали в газетах, журналах и на многочисленных плакатах…

Папа Энгельсины, нарком земледелия Бурятии, входит в делегацию автономии, приглашенную на встречу с руководством страны. Геля в это время живет в Москве с мамой, студенткой мединститута. Дочка упросила взять ее в Кремль. Купили два букета, чтобы в конце приема Геля один подарила бы Сталину, другой — Ворошилову. Но на заседании девочке быстро надоело слушать официальные речи, она тихонько слезла с кресла и пошла в президиум.

Забыв, что цветы хотели разделить, отдала Сталину оба букета. Вождь поднял Гелю, поставил на стол, обнял. В зале овация, снимает фото и кинохроника. Главный редактор «Правды» Мехлис будто бы сказал: сам бог послал нам эту буряточку!

Одна из многочисленных фотографий той встречи, которая была широко разрекламирована советскими газетами…

По словам Энгельсины, Сталин сидел к ней спиной, но сидевший рядом … похлопал его по плечу и сказал: «К тебе пришли». Сталин обернулся, сказал: «Привет», взял оба букета цветов и поставил девочку на стол президиума.

«Девочка хочет сказать речь», — объявил Ворошилов, на что Геля «выпалила»: «Это вам привет от детей Бурят-Монголии». В ответ на просьбы наблюдавших за сценой гостей: «Поцелуй его, поцелуй», — девочка поцеловала Сталина, на что присутствующие разразились аплодисментами.

Плакат, посвященный воспитанию детей, на котором в качестве обязательного атрибута имеется изображение Сталина с девочкой-буряткой…

В интервью в 1995 году Энгельсина сказала: «У меня не было ощущения, что… вот я вижу какого-то совершенно небожителя, великого человека. Просто… но какое-то счастье у меня присутствовало. Я чувствовала, что делаю что-то необыкновенное».

— Что ты хочешь получить в подарок — часы или патефон? — спросил Сталин. — И часы и патефон, — ответила Геля. Действительно, на следующий день она получила золотые часы и патефон с набором пластинок. На том и на другом подарке было выгравировано: «Геле Маркизовой от вождя народов И. В. Сталина». Отца Гели среди других наградили орденом Трудового Красного Знамени.

Шестого июля 1936 года на спортивном параде в Москве впервые появился лозунг «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» …

Умилительный парный портрет с девизом «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» печатают в газетах и журналах, на плакатах. Изваяют скульптурную композицию и растиражируют ее во множестве крашеных гипсовых копий.

Чадолюбие вождей — их особая добродетель, ведь ради счастья «подрастающей смены» совершаются все трудовые и ратные подвиги. Дети, конечно же, отзываются ответной «безграничной любовью».

В этом мифе Сталин моложав: ведь Ленин не дожил до пятидесяти четырех, но его октябрята-пионеры называют «дедушкой». А вот Сталину в 1936-м идет пятьдесят седьмой год, но он сейчас, и далее — «отец», которому выражают «сыновнюю благодарность».

Справедливости ради отметим, что после осуждения «культа личности» и установления «коллективного руководства» пионерские хоры разучат песню «Партии спасибо ото всех ребят». А у Брежнева будет тоже повторяемая в песне сентенция: «Сегодня вы дети, завтра — советский народ».

Еще один плакат с благодарностью от детей великому Сталину…

Однако, вернемся к Геле. Полтора года она проживет принцессой из советской сказки, самой известной девочкой Советского Союза.

Но в конце тридцать седьмого года, ее отца, Ардана Маркизова, арестуют по делу «панмонгольской шпионско-повстанческой организации».

Письмо его дочки Сталину про папу — героя Гражданской войны и честного коммуниста — останется без ответа. Отца расстреляют, мать погибнет в ссылке.

Поскольку фотографий вождя с дочерью опального наркома Маркизова на руках, было изготовлено огромное количество плакатов, картин, статуй и прочих агитматериалов, изъять их не представлялось возможным. Поэтому идеологи под шумок решили переименовать ненадежную Гелю в крепкую крестьянку Мамлакат Нахангову.

Действительно, ну какая в самом деле кому разница – таджикская она там девочка или бурятская!

Снимок великого Вождя с таджикской девочкой Мамлакат…

Кто-то придумал сделать из нее стахановку и заставил темную, абсолютно безграмотную девочку собирать хлопок двумя руками. В то время это был настоящий бум, хлопок всегда собирали одной рукой. Говорили, что якобы Мамлакат набрала бешеное количество хлопка и перевыполнила норму. Ее принял лично Сталин, наградил орденом и подарил золотые часы.

Спустя некоторое время, в «Букварях» тех лет, на титульном листе, долгое время печаталось стихотворение:

                       «У таджиков звучны имена

                         Мамлакат – это значит страна!»

Детвора до войны поголовно носила среднеазиатские расшитые тюбетейки. Они вошли в моду из-за Мамлакат.

Любопытно и то, как сложилась судьба этих девочек в дальнейшем. После ареста родителей, Гелю Маркизову разыскал родственник матери и воспитал под своей фамилией, чем, вероятно, и спас ее. После окончания школы Геля поступила в МГУ. Помогал ли кто-либо при поступлении девушки в самое престижное учебное заведение Советского Союза? Наверное, это навсегда останется тайной.

Геля была принята на истфак. Туда же была зачислена и дочь вождя — Светлана Аллилуева. Что это — насмешка судьбы или шанс реабилитировать свое имя?

По окончанию университета, Геля работала в Институте востоковедения РАН, счастливо вышла замуж за советского культурного атташе в Индии. Полжизни проработала в Индии, стала доктором наук. Сама Геля рассказывала одну забавную жизненную деталь, которая сильно оживляет и одушевляет официальные словарные статьи из Википедии. Держа девочку на руках и ласково улыбаясь в объектив фотоаппарата, Сталин сказал своим грузинским приближенным: «Момашоре ег тилиани».

Слова любимого вождя, сказанные на незнакомом языке, Геля трепетно хранила в памяти многие годы и пронесла сквозь все испытания. Но их смысл она узнала, только когда уже стала взрослой. По-грузински они означают «Убери эту вшивую!».

Уже в начале XXI белорусский кинодокументалист Анатолий Алай занялся поисками девочки с плаката «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство». В 2004 году они встретились с Гелей и записали десятиминутное интервью. Договорились о съемках документального фильма.

Желая элегантно выглядеть на телеэкране, Геля поехала в Турцию подзагореть. Ее нашли на шезлонге без движения. Поговаривали, что истинную причину смерти врачи так и не установили.

Пионерка Мамлакат, с орденом Ленина, который ей вручил товарищ Сталин…

Судьба Мамлакат сложилась более удачно: ее отец не запятнал себя участием в панмонгольской шпионско-повстанческой организации. Девушка не зазналась, не превратилась в парадный манекен для съездов и митингов, а смогла получить образование и выучить английский язык. На протяжении многих лет работала заведующей кафедрой иностранных языков медицинского института в Душанбе. Умерла в 2003 году.

Плакат 1949 года. Здесь уже добавить нечего…

Возвращаясь в 50-е годы прошлого века, следует отметить, что образ «Сталин в обнимку с девочкой» продолжал жить уже как «обобщенный» и после войны, до самого конца его правления. Да и после смерти Сталина, вплоть до 1956 года, эта композиция встречалась повсеместно. Разумеется, она была и в школах, где мы учились в начальных классах.

Вот такие ассоциации возникают у нас, когда мы иногда слышим, сакраментальную фразу, сказанную уже с долей иронии, «Спасибо товарищу Сталину, за наше счастливое детство» …

Однако, может быть уже достаточно про вождей? И, в следующей, двадцать восьмой главе, мы расскажем об очередном семействе, семнадцатом по счету, — Гвоздичные, а также немного пообсуждаем послевоенную моду.

Будущая, двадцать восьмая глава, называется: «Семейство семнадцатое – Гвоздичные, или о нарядах 50-х годов…».


[1] [1] Горький М. Город желтого дьявола. Собрание сочинений в 16 томах. Том шестнадцатый. – М.: Правда. 1979. С. 23, 24.

[2] Маяковский В.В. Мое открытие Америки. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том седьмой. – М.: Государственное издательство художественной литературы. 1958. С. 305.

[3] Там же. С. 328.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.